15:58 Константин Казенин: О чем Медведева не спросят в Азербайджане? | |
Дербентский район, отдельное от города муниципальное образование, несколько десятков лет возглавляют представители азербайджанской семьи Курбановых. Один из ее членов, депутат Народного собрания Дагестана Нариман Курбанов, назывался дагестанскими СМИ одним из значимых сторонников нынешнего президента Дагестана Магомедсалама Магомедова еще до того, как тот был выдвинут кандидатом в президенты. В Дербенте работают филиалы нескольких вузов Азербайджана. Газета на азербайджанском языке "Дербент" присутствует в интернете - на сайте национальных СМИ Дагестана, созданном при поддержке Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана. В официальной программе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Баку 2-3 сентября значится подписание договора о границе между Россией и Азербайджаном. Эксперты ожидают, что одновременно азербайджанская сторона может поставить перед главой российского государства ряд вопросов, касающихся карабахской проблемы и военного сотрудничества с Арменией. Однако есть и вопросы, которые Медведеву вряд ли зададут в Баку. Они касаются дагестанских народов, проживающих в Азербайджане. Их судьба, крайне мало обсуждаемая в азербайджанском публичном пространстве, редко становится предметом комментариев и со стороны российских официальных лиц. Однако для дагестанской общественности вопрос о соплеменниках, которые после распада СССР оказались за границей, - один из животрепещущих, если судить по количеству публикаций, посвященных этой проблеме, в региональных СМИ. Полевых данных, которые позволяли бы наиболее достоверно судить о нынешнем положении дагестанцев в Азербайджане, практически нет. Поэтому ниже суммируется ключевая информация об их сегодняшнем положении, доступная из азербайджанских и дагестанских источников. Численность Наиболее многочисленные дагестанские народы, проживающие в Азербайджане: лезгины, аварцы и цахуры. Это народы "разделенные", поскольку они проживают также в Дагестане. Лезгины компактно живут в Кусарском, Кубинском, Габалинском и некоторых других районах Азербайджана. Аварцы сосредоточены в Белоканском и Закатальском районах, цахуры - главным образом в Закатальском и в Кахском районах. Лезгины и цахуры поделены государственной границей примерно в пропорции "50 на 50", то есть около половины представителей этих национальностей проживает в Азербайджане и половина - в Дагестане. Азербайджанские аварцы значительно уступают по численности аварцам Дагестана. Кроме того, в Шекинском и Кахском районах Азербайджана представлены рутульцы, живущие также в южном Дагестане. Родственный лезгинам народ удины проживает в Габалинском районе Азербайджана, а также в Грузии и Армении. Кроме того, ряд малочисленных народов лезгинской группы (будухцы, крызы, хиналугцы и др.; общее название - шахдагцы) проживают исключительно в Азербайджане. По данным переписи населения Азербайджана, состоявшейся в 1999 году, численность лезгин - 178.000, аварцев - 51.000, цахуров - 12.900. Рутульцы в переписи 1999 года не отражены (по данным последней советской переписи 1989 г., их в Азербайджане было 850 человек). Дагестанские эксперты, чьи оценки опубликованы в региональных СМИ, определяют общую численность дагестанских народов в Азербайджане примерно в 700.000 человек: лезгин - 450.000, аварцев - 160.000, цахуров - 30.000, рутульцев - 20.000, шахдагских народов - 45.000, удин - 5.000. Неадекватность официальной азербайджанской статистики дагестанские эксперты аргументируют тем, что из нее следует почти полное отсутствие прироста численности дагестанских народов в Азербайджане по сравнению с данными 1920-1930-х гг., на фоне значительного роста численности азербайджанцев. Вместе с тем, дагестанские комментаторы отмечают, что в период между установлением советской власти и Великой Отечественной войной многие дагестанцы в Азербайджане предпочитали записываться как представители "титульного" народа, что соответствовало негласно проводимой тогда республиканскими властями национальной политике. Органы власти Этнический лезгин возглавляет сейчас Кусарский район Азербайджана. В азербайджанском парламенте, избранном в 2005 году, имеется депутат-лезгин, а также представительница аварцев Закатальского района. Другие районы Азербайджана, где проживают дагестанцы, сейчас возглавляют представители иных национальностей. Ряд этнических лезгин занимают высокие посты в органах власти Азербайджана за пределами районов, населенных дагестанцами. Так, мэр второго по величине города Азербайджана Гянджи - наполовину лезгин. Известны представители дагестанцев и в крупных бизнес-структурах, очевидно связанных с государственной властью Азербайджана. Например, руководитель одной из фирм, участвовавших в строительстве трубопровода Баку - Джейхан, - по происхождению рутулец. В СМИ Азербайджана, как правило, вопрос об этническом происхождении тех или иных представителей истэблишмента не ставится. В дагестанских СМИ дагестанцы в органах власти Азербайджана нередко изображаются как "предатели" своего народа. А глава Кусарского района, по утверждению журналистов из Дагестана, "отличился гонениями на лезгинский язык". Образование, статус языков В Азербайджане остро стоит вопрос подготовки учителей родного языка для районов, где проживают дагестанцы. В настоящее время филиал Дагестанского государственного университета (ДГУ), работавший в Баку, закрыт, что подтверждает пресс-служба ДГУ. В нем с 1998 года действовал филиал факультета дагестанской филологии, готовивший преподавателей лезгинского и аварского языков. Сейчас в школах районов, где компактно проживают дагестанцы, национальному языку и литературе уделено 2 урока в неделю. В 2006 году представители лезгинской интеллигенции Азербайджана сообщили, что с министерством образования этой страны на согласовании вопрос о подготовке учебников лезгинского языка. Однако об их появлении с тех пор не сообщалось. В школах используются учебники, изданные в Дагестане. В 2009 году в Баку начал выходить литературный журнал на лезгинском языке. Азербайджанские СМИ сообщают также о регулярном проведении лезгинских культурных мероприятий (например, вечеров памяти поэта Сулеймана Стальского в Баку). Отдельная группа проблем связана с дагестанскими языками на телевидении. В Закатальском районе в середине 2000-х имелось два телеканала, где транслировались песни на аварском. Сейчас один из них закрыт. Одной из постоянных тем на интернет-форумах лезгин Азербайджана является ликвидация вывесок на лезгинском языке в Кусарском районе. Религия Дагестанцы, проживающие в Азербайджане, - мусульмане-сунниты. В Азербайджане большинство населения составляют шииты. Большинство мечетей в районах Азербайджана, где проживают дагестанцы, используются для молитвы как шиитами, так и суннитами. Контроль за этими мечетями осуществляет Духовное управление мусульман Кавказа, находящееся в Баку. Отметим, что подконтрольные ему общины верующих есть и на территории Дагестана (азербайджанцы-шииты в Дербенте и Дербентском районе). Дагестанские источники указывают на давление на дагестанских мусульман Азербайджана. В частности, упоминается о случаях запрета общепринятой трансляции через громкоговорители суннитского азана (призыва к молитве, совершаемой суннитами пять раз в сутки). Также сообщается о том, что представители Духовного управления мусульман Дагестана на имеют возможности контактировать с верующими в Азербайджане. В частности, во второй половине 2000-х годов дагестанские СМИ сообщали о препятствиях, чинимых наиболее известному дагестанскому шейху Саиду-Эфенди Чиркейскому, желавшему посетить аварские районы Азербайджана. В апреле 2010 года ряд дагестанских религиозных деятелей выступил с заявлением о том, что дагестанцы ущемляются в "смешанных" мечетях Азербайджана. "Мы, мусульмане России, возмущены и протестуем, что в соседнем мусульманском Азербайджане, где компактно и дружно веками проживают представители всех религиозных конфессий, разделяют мусульман по суннитским и шиитским взглядам, и на этой почве закрывают мечети Аллаха... Почему сегодня часть мусульман Азербайджана находится в мечетях, а другим не дают заходить в мечети - дома Аллаха, чтобы служить своему Создателю и призывать к единобожию? Почему тогда в Азербайджане не закрывают шиитские мечети, церкви, синагоги, кирхи, и где принципы демократии и равноправия в отношении граждан своей страны?", - говорилось в заявлении. Азербайджанские СМИ назвали это заявление "абсурдным". При этом какой-либо информации о религиозном конфликте между суннитами и шиитами в Азербайджане нет. Имеющиеся сложности воспринимаются скорее сквозь призму межэтнических отношений. Силовые структуры Масштабные акции силовых структур были проведены в 2001 год в Закатальском районе. Относительно этих событий многое остается неясным. Дагестанские и азербайджанские источники солидарны в том, что еще в середине 1990-х экономические процессы в этом районе контролировались в основном аварцами, однако потом произошел масштабный передел сфер влияния. Активность силовиков отмечалась в Закатальском районе на протяжении всего 2001 года, однако кульминация наступила после того, как в августе группой молодых людей аварской национальности было совершено нападение на районное отделение полиции. Азербайджанские официальные источники сообщили о ликвидации в районе большой группировки исламских экстремистов. На суде по их делу, проводившемся в Мингечауре, всего осуждено было 26 человек, в том числе два участника нападения на полицию получили пожизненные сроки. В дагестанских СМИ произошедшее в Закатальском районе неоднократно толковалось как давление на аварскую общину. Азербайджанские и международные правозащитные организации сообщали о применении пыток к арестованным по "закатальскому делу". Дагестанская асимметрия: "азербайджанский вопрос" в Дербенте и Дербентском районе Азербайджанская община Дагестана также задействована в ряде политических процессов. Позицию этой общины, наряду с лезгинской, эксперты считают центральной на выборах мэра города Дербент. На выборах, состоявшихся в октябре 2009 года (их результаты были впоследствии отменены), выдвигался кандидат-азербайджанец. Затем он снял свою кандидатуру в результате сложных переговоров, проводившихся на местном уровне. В настоящее время СМИ сообщают о многих шагах по поддержанию отношений с азербайджанской общиной города, которые предпринимает и.о. мэра Дербента Имам Яралиев, планирующий подтвердить свои полномочия на предстоящих повторных выборах. В частности, он посещает мероприятия азербайджанской общины, связанные с религиозными праздниками. | |
|
Всего комментариев: 0 | |