15:57 Платить за ухудшение политического климата будет Назарбаев: Казахстан за неделю | |
"Осталось последнее, чтобы вытянуть лидеров оппозиции из долговременной маргинальности. Это последнее - национализм" Поэт Мухтар Шаханов опубликовал открытое письмо, в котором выразил недовольство многими тезисами Доктрины. Под обращением подписались многие общественные и политические деятели страны, большинство из которых находится в оппозиции к действующей власти. Фактически с его пресс-конференции началось обсуждение документа. "Приводя неопровержимые доводы, мы выразили свое негодование против доктрины, выдвинутой Ассамблеей народа Казахстана "Казахстанская нация", берущей свое начало от "американской нации", но измененной после наших бурных возражений, лицемерно завуалированной доктриной "Национального единства", - пишет Шаханов. - Потому что с принятием доктрины "Национального единства" мы становимся единым народом, как в Соединенных Штатах Америки. А казахская нация, в свою очередь, превращается в один из многочисленных этносов, живущих в нашей Республике. О разделении на нации, так же о почитании истории и самобытности нации не может быть и речи. Благодаря политике "триединства языков" русский и английский языки будут занимать господствующую и прогрессирующую роль, а казахский язык постепенно вымрет, потеряв свою коммуникационную роль и разнообразные функции". "Если власть до 17 декабря 2009 года не прекратит и не приостановит сомнительной доктрины "Национального единства" ("казахстанской нации"), выдвинутой нелегитимной Асссамблеей народа Казахстана, которой как таковой нет ни в одном государстве, и выступает в роли второго парламента; если не согласится решить наши 10 требований, принятых 20 сентября во Дворце республики при поддержке 4 тысяч человек, особенно о принятии Закона о государственном языке, и об открытии телеканала на государственном языке, работающего 24 часа в сутки, я и граждане, не согласные с уничтожением нации и языка, объявляем голодовку". В свою очередь партия "Ак Жол" (Светлый путь) публикует анализ документа. Заместитель председателя партии отмечает, что в прошлом месяце партия презентовала проект Концепции новой национальной политики РК на 2010 - 2020 гг. "Понятие "Казахстан" означает "земля казахов", "казахская земля", - рассказывает автор на сайте интернет-газеты Contur.kz. - Очевидно, что все названия государств, оканчивающихся на "стан" означают то же самое - Туркменистан ("земля туркмен"), Узбекистан ("земля узбеков"), Афганистан ("земля афганцев"), Кыргызстан ("земля кыргызов"), Таджикистан ("земля таджиков") и т.д. Никому не взбредет в голову говорить о том, что в этих странах проживают "туркменистанская", "узбекистанская", "афганистанская", "кыргызстанская", "таджикистанская" и др. нации. Почему же мы в Казахстане должны называться "казахстанской нацией". Совсем другой и очень важный вопрос - что мы подразумеваем под понятием "казахская нация". Совершенно очевидно, что казахи как этнос составляют основу ("костяк") казахской нации, однако понятие "казахская нация" включает в себя не только казахов". Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры провел круглый стол по теме "Роль Научно-экспертного совета при Ассамблеи народа Казахстана в процессе консолидации этносов Казахстана", о чем оповестил на своем сайте www.sarap.kz. Впрочем, заявленная тема к обсуждению не имела почти никакого отношения. В итоге все так или иначе свелось к полемике вокруг Доктрины национального единства. Первым выступил член Ассамблеи народа Казахстана Георгий Иорданиди. Тема его доклада - "Динамика развития Ассамблеи народа Казахстана, ее перспективы в свете доклада Президента РК на XV-ой сессии АНК". "После того как был принят закон об АНК, и ее 9 членов стали депутатами парламента, ассамблея стала конституционно-совещательным органом. Естественно, после этого стали ставиться задачи более серьезные. Так начался 3-й этап. На 14-й сессии АНК он был сформулирован таким образом: "Ассамблея народа Казахстана должна продолжить процесс формирования единого, сплоченного казахстанского народа. Вы знаете, что тогда было изменено название ассамблеи, когда в ее названии слово "народов" было заменено на слово "народа". Появился лозунг - мы казахстанцы. И как раз проект Доктрины национального единства Казахстана раскрывает смысл и содержание этого лозунга. В проекте доктрины основные моменты прописаны четко. Но семь основных направлений реализации доктрины не всегда могут быть правильно поняты простым человеком. Поэтому необходимо их разъяснение в широких кругах народа, чем в настоящее время собирается заниматься Ассамблея народа Казахстана и, в частности, Научно-экспертный совет при АНК". Далее выступил Саин Борбасов, Главный эксперт Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, доктор политических наук, профессор. Тема его доклада - "О некоторых парадигмах национальной политики". "В первую очередь мы должны определиться, какими терминами в теории национального строительства необходимо оперировать. Одна из парадигм национального строительства - это ассимиляторский процесс. Многие из ведущих, доминирующих держав являются ассимиляторами. То есть - это плавильный котел во главе США. В данном процессе народы сближаются, становятся народом с единым языком, единой культурой, единым образом жизни, менталитетом. Они становятся гражданами определенного государства и этнические аспекты уходят на второй план. Такими государствами сейчас становятся Индия, Франция, Китай. Например, в Индии проживает около 900 народов и в последние 40-45 лет около 200 из них исчезли. Такой же процесс активно происходит и в Китае. Там около 300 малых народов в последние 2-3 века стали китайцами. Плавильным котлом стала и Россия. Начиная с 1929 г. по 1991 г. в России исчезло больше 60 малых народов". После выступил Л.И. Пухович, член Научно-экспертного совета при Ассамблее народа Казахстана с докладом "Роль государственного языка в формировании национального единства Казахстана". "...Но вот пришла независимость, и в бывших республиках СССР, где проживал значительный процент населения, для которого единственным языком общения был русский, почувствовали себя неуютно. Статус русского языка, как государственного испарился вместе с последним лидером СССР, Горбачевым, и миллионы так называемых русскоязычных стали чужими на земле, на которой они родились и где покоится прах их предков. Особенно остро это ощутили некоренные жители Прибалтики, Молдовы, и ряда других республик бывшего СССР, где вытеснение русского языка происходило откровенно и бесцеремонно. Оскорбительные реплики типа "Чемодан, вокзал, Россия" были не только на устах националистов, среди которых, как не странно было немало этнических русских, свободно разговаривающих на языке коренной нации, но и в средствах массовой информации. Водораздел конфликтов проходил не столько в головах, сколько в языках бывших коллег по работе и соседей по дому. Неудивительно, что во время войны в Приднестровье, этническая принадлежность была не определяющим фактором принадлежности к той или иной стороне конфликта. На Украине до войны не дошло, но великому и могучему пришлось нелегко даже в местах плотного проживания русских в Донбасс, Крыму и ряде других регионов. В Казахстане, где язык коренной нации к моменту независимости находился в наиболее неблагоприятном положении, переход к повсеместному применению казахского языка в сферах государства проходил в мягком режиме. Да и трудно было предположить, что порядка больше половины граждан страны вдруг заговорят на языке, который для них мало чем отличается, чем какой-либо другой иностранный язык. Будем откровенны, что говорить, в глубине души, каждый надеялся и все еще надеется, что на мой век хватит и одного русского, а там будет видно. В результате после 18 лет независимости, казахский остается языком общения не во всех регионах страны и главным образом, в сельской местности. При всей сложности проблемы, задача по дальнейшему внедрению казахского языка выполнима. И для этого не нужно ждать еще 18 лет, пока язык будет изучаться в должной мере в яслях и школах. Первое и основное правило изучения любого языка это возможность его применения на разных степенях изучения. Даже простейшие фразы типа "Как дела? Как самочувствие? Где работаешь?" требуют постоянного закрепления на улице, на базаре, в офисе и т.д. Эта стадия знания языка считается самой первой и, как правило, не требует особых усилий в ее овладении. Более того, практически все население знает и может применять эти фразы без подготовки. Далее следует вторая простейшая степень, которая называется элементарной, целью которой является обучение коммуникации при покупке продуктов и вещей, простейшие диалоги на транспорте, на работе и на улице. Еще эту степень называют языком выживания, предполагая, что человек может обойтись этим набором фраз, чтобы понять и быть понятым в чужой языковой среде. Если Вы свободно обходитесь без русского языка на базаре, то и в магазине или в кафе Вы уже попытаетесь также активно применять запас тех же фраз. Из своего собственного опыта автор статьи может сказать, что единственной помехой для такого диалога может стать русский язык, который сразу включается, как только общение на казахском языке затрудняет понимание. То есть, знание русского языка является помехой при общении на казахском. Второе, и немаловажное условие овладения языком - это разветвленная сеть курсов казахского языка. Занятия на первой и второй ступенях в течение года должны проводиться бесплатно для всех желающих за наш с Вами счет, то есть из бюджета. За подготовку на дальнейших уровнях обучаемому уже придется платить из собственного кармана, но такая схема применяется во многих странах, где имеется иммиграция, например в Канаде, Израиле, Германии. Государство учит Вас языку бесплатно, чтобы Вы смогли выжить в стране, а дальше, если Вы хотите получить хорошую работу, совершенствуйте свои навыки самостоятельно, и если надо, платите деньги из собственного кармана". Андрей Чеботарев, Директор Центра актуальных исследований "Альтернатива", член Научно-экспертного совета при АНК выступил с докладом "О необходимости научно-аналитического обеспечения деятельности государства в сфере межэтнических отношений". "Национальная политика Республики Казахстан должна базироваться в перспективе на исследовании потенциала управляемости и выработке механизмов самоорганизации. В идеале такая политика должна не только фиксировать, отражать, но и предвидеть, чтобы упреждать и эффективно разрешать потенциальные конфликтные ситуации и создавать максимально бесконфликтное пространство социальной жизни. Политическое рассмотрение проблемы межэтнических отношений необходимо дополнить прагматическим, управленческим видением, на основе реальной и позитивной в смысле несомненности информации. В каждой правительственной программе должны рассчитываться этнополитические последствия возможных преобразований в трансформации территорий, производств и технологий. Необходимо учитывать и такой фактор, как влияние той или иной информации на ситуацию, к которой она относится. Иначе говоря, в процессе реализации национальной политики основной упор должен быть сделан не столько на идеолого-пропагандистские и политико-административные, сколько научно-исследовательские и информационно-аналитические ресурсы и механизмы, включая разработку собственного, заимствования зарубежного и использование соответствующего инструментария". Далее последовала дискуссия, в которой слово взял Мухит Асанбаев, Вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры. "Сам по себе, проект Доктрины национального единства Казахстана отражает многие вещи, он очень актуален и необходим для нашего общества. В нем отражено основное понимание, принципы и задачи. Однако в него необходимо внести ряд принципиальных корректив. В проекте Доктрины национального единства Казахстана тема языка имеет ряд спорных, противоречивых моментов. Например, не совсем понятен тезис о развитии трехязычия в Казахстане. Нам бы для начала с двумя языками разобраться, а тут еще третий появился. Мне, кажется, необходимо сначала разобраться с ролью и соотношением двух языков - государственного (казахского) и официального (русского) в нашем обществе. А потом уж заявлять такие цели, как трехязычие". Айдос Сарым, руководитель Фонда Алтынбека Сарсенбаева: "проект Доктрины национального единства Казахстана - документ сырой, недоработанный. Играть с такими вещами, как казахская нация, казахстанская нация уже невозможно. Нужна в любом случае определенность. Почему, например, не изучают казахский язык? Потому что сама власть дает противоречивые сигналы. Например, на 15-й сессии АНК президент сказал - будем изучать государственный язык, а кто-то другой (из чиновников) говорит: не будем торопиться в этом деле. Все это расхолаживает общество... Возьмем бурлящий котел, - сейчас он заморожен. Закинем туда свинец, бананы, арбузы, шерсть и т.д. Что в итоге произойдет? Останутся только те материалы, которые наиболее способны выживать, переносить высокие температуры. А я уверен, что не все выдержат такие температуры. Мы говорим о многоэтничности, но этот фактор преходящий. Я уверен, что через 20 лет структура населения будет еще более этнически однообразной, чем сегодня. И это этническое большинство никогда не признает формирования нации на полиэтничной, или гражданской основе". Аналитическо-информационное бюро "Пик" отмечает немаловажный тренд казахстанской политики: оппозиция маргинализируется, все больше уходя в национализм. И больше не обращает внимания на некоторое несоответствие заявленных лозунгов - предпринимаемым действиям. "Нация строится не на основе обвинений, а на основе поисков общего, нечто объединяющего. Назарбаев предлагает общее - казахстанскую гражданственность. Как ни парадоксально, но факт, что инициативы "сверху" позволяют несогласным объединяться. Действительно - кто постоянный подписант и в одном лице оппонент межэтническим инициативам "сверху"? Из заявлений авторов Открытого письма Президенту виден узкий круг этих персон. Деятели неоднократно проигрывавшей по результатам всех экзит-поллов и подсчетов оппозиции. Плюс группка малоизвестных общественных активистов. Плюс подписавшиеся лица из деятелей науки и культуры. Страшно далеки они от народа. Дальше, чем некогда были декабристы 1825 года. И подписанты пытаются сохранить в рукаве этническую (национальную) карту? Не спорю, что идея общегражданского единства мешает надеждам кое-кого использовать голоса казахских избирателей. Партия "Ак жол" даже термин "диаспора" перевела из научного употребления в политический лексикон своей Концепции. Но не следует смешивать науку и политику. Беда, когда вместо молоточка гвозди забивают большим молотом. Больше вероятность попасть по пальцу собственному. Лидерам оппозиции полезно бы почитать статьи и диссертации о постклассовом характере современных обществ. Полезно им почитать, чтобы найти настоящую опору и расширить хоть собственную значимость. Пока что видно одно - страшно далеки от нужд простого обывателя деятели оппозиции. Идущий пешком или едущий на подержанном авто не может иметь общие экономические интересы с проезжающим на крутой иномарке. Для оппозиции словно нет кризиса здравоохранения и образования. Позабыли они о необходимости местного самоуправления. Многое что они не видят и на кое-что закрывают глаза. Обыграла их власть: "Хотите выборность акимов - вот Вам акимы, утверждаемые на сессиях маслихатов". Осталось последнее, чтобы вытянуть лидеров оппозиции из долговременной маргинальности. Это последнее - национализм. Я далек от утверждения, что "патриотизм есть последнее прибежище негодяев". Но откуда черпать т.н. деятелям оппозиции оправдание для собственной активности как не в противодействии власти по вопросам межэтнических отношений". Источник | |
|
Всего комментариев: 0 | |