Главная » 2010 » Октябрь » 30 » Почему нет списков на осетинском языке?
15:17
Почему нет списков на осетинском языке?
В 30-х - 50-х годах 20-го столетия советские люди подвергались репрессиям по самым разным причинам. В списках репрессированных нередко оказывались и женщины. Одна из них, Екатерина Джиоева, пострадала в результате политики ассимиляции тогдашних грузинских властей в отношении малых народов, населяющих республику.

Известно, что перед Великой Отечественной войной осетинскую письменность насильственным путем перевели на грузинский алфавит. Следующий шаг был направлен на закрытие осетинских школ в селах. Любые высказывания против таких действий строго карались. Но невозможно было заткнуть всем рты, держать всех в узде. В тех или иных ситуациях обнаруживались люди, идущие на риск, жертвующие личным спокойствием во имя общественных интересов.

Родилась Екатерина Джиоева в с. Терегуан Знаурского района в 1919 году. Окончив Знаурскую среднюю школу, поступила на филологический факультет Тбилисского государственного университета. Но начавшаяся в 1941 году война прервала учебу. Она вернулась в родное село, работала учительницей в школе. После окончания войны продолжила учебу на филологическом факультете Юго-Осетинского госпединститута, но и на этот раз ей не удалось довести учебу до конца и получить диплом: учебные аудитории она сменила на тюремную камеру. В начале 50-х годов в стране проводились выборы в Верховный Совет СССР. На избирательном участке, расположенном в здании пединститута, вывесили списки избирателей на русском и грузинском языках. Катя Джиоева обратилась к парторгу с вопросом: "Почему нет списков на осетинском языке?" - "Тебе не все равно, достаточно иметь списки на двух языках", - последовал ответ. "Но мы живем в Осетии, и должны ценить свой язык, уважать самих себя", - парировала студентка. Разгневанный парторг обвинил ее в национализме, велев впредь держать язык за зубами.

Однако Екатерина не могла молчать, видя несправедливость. На одном из институтских собраний она вновь проявила себя, высказавшись в защиту осетинского языка. Выпад был довольно невинный, но парторгом опять же воспринятый как проявление национализма. По его доносу девушка была арестована и переправлена в Тбилиси, в следственный изолятор МГБ республики. Во время допросов у девушки выпытывали данные о членах подпольной группы "Рæстдзинад". На самом деле Катя не знала имен подпольщиков, не была с ними знакома, но мужественно отвечала, что даже если бы знала их, ни за что бы не выдала. Девушку жестоко избили и в бессознательном состоянии бросили в карцер. Очнувшись, она обнаружила себя в камере 2 на 1,5 метра, а по ее телу ползали крысы и прочая мерзость. Две недели продержали ее в таких нечеловеческих условиях и лишь когда все тело распухло и она начала метаться в лихорадке, перевели в тюремную больницу. По статье № 58 (разжигание национализма) ее приговорили к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Со временем тайную организацию "Рæстдзинад", которой руководил Владимир Ванеев, раскрыли, и все ее члены были арестованы и приговорены к разным срокам заключения. Екатерина Джиоева отсидела три года из десяти, после чего была освобождена по амнистии. Вернувшись на Родину, она возобновила учебу в пединституте, но подорванное в тюремных застенках здоровье не позволило ей доучиться до конца. Она жила в родном селе, работала в школе. В 1958 году скончалась от туберкулеза. Ей не было и 40 лет.

Незадолго до смерти Екатерина, видимо, чувствуя скорый конец, попросила через кого-то передать Владимиру Ванееву, чтобы он приехал к ней в Терегуан. Они познакомились, когда Владимир Ванеев вернулся из лагерей и учился в институте. В разговорах жаловалась ему на плохое самочувствие, на придирки одного из преподавателей. К сожалению, не только ее, но и других бывших заключенных, в том числе членов организации "Рæстдзинад", местные власти по возвращению на родину встречали довольно прохладно. Владимира Дмитриевича не хотели восстанавливать в институте, тогдашний ректор заявил ему: "Можно подумать, вы за Родину кровь проливали!"

Двое репрессированных встретились в селе Терегуан и тяжелобольная Екатерина рассказала Владимиру Ванееву горькую историю своей жизни.

10 октября 2003 года во дворе школы села Терегуан был открыт бюст Екатерины Джиоевой, приуроченный к дню ее рождения. Инициатором установления памятника выступил земляк Е.Джиоевой Шалва Сиукаев. Он приложил немало усилий, чтобы довести задуманное дело до конца. Изваял бюст заслуженный художник РЮО Тамерлан Цховребов.

Открытие памятника Екатерины Джиоевой прошло в торжественной обстановке при большом стечении народа. Тем самым было увековечено имя славной дочери осетинского народа. Народ должен знать и помнить своих героев.
Автор - У.Джиоева
Источник
Просмотров: 1689 | Добавил: Shyurik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5