Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Русские и русский язык в странах Центральной Азии
17:24
Русские и русский язык в странах Центральной Азии
Об интересах, потенциале и конкурентных преимуществах, или «хороший русский помогает»

В истории человеческой цивилизации регион Центральной Азии во весь исторический период занимал чрезвычайно важное место. Здесь зарождались и рушились великие империи, отсюда выплескивались волны завоевателей, покорявшие чуть ли ни весь тогдашний цивилизованный мир. В свою очередь и сама Центральная Азия не раз захлестывалась завоевателями. Самые известные из которых Александр Македонский и Чингисхан.

И в новейшие времена, несмотря на известную деградацию, этот регион продолжает держать в напряжении весь мир. Здесь в регионе, несомненно, сошлись политические и экономические интересы всех основных мировых игроков. Появление на политической карте мира пяти постсоветских стран Центральной Азии только усилило напряженность и нестабильность в регионе. И недаром Збигнев Бжезинский уподобил Центральную Азию Балканам по потенциалу взрывоопасности.

Русский след в истории

Я не ставлю в данной статье задачу дать какой-либо специальный анализ политической ситуации в регионе, но хотел бы подчеркнуть, что для правильной оценки или просто понимания того или иного вопроса никуда не уйти и от политической составляющей.

Именно таким, одним из самых острых, отнюдь не политических, но при этом крайне политизированных вопросов, является вопрос о положении русского языка в регионе. Стоит признать несомненным тот факт, что русский язык является естественной средой обитания русского человека. Не станет этой среды, исчезнет и русская диаспора, даже и не создавшись. А между тем, на сегодняшний день эксперты насчитывают за пределами России от 25млн до 50млн человек, подпадающих под категорию российских соотечественников.

Вне всякого сомнения, сам по себе вопрос русских, как таковых никогда особенно не волновал руководство России. Ведь волны миграции из России большие или меньшие были на протяжении всей истории государства российского. И все они растворились в мировом пространстве. Да, многим выходцам из России удалось вписать свои имена в историю стран, гражданами которых волей судьбы они стали. Здесь достаточно вспомнить хотя бы Сикорского. Но в тоже время никогда русским не удалось создать устойчивую влиятельную диаспору, а ведь, к примеру, в начале 20 века за пределами России оказались миллионы россиян. Причем по большей части элита нации.

Почти всегда в истории за два, три поколения потомки русских эмигрантов в массе своей теряли русский язык и ассимилировались. Не стали поначалу исключением и новейшие времена. Новой России и «новым русским» было недосуг думать о судьбах русского языка и судьбах десятков миллионов русских оставшихся за пределами отчизны. И если мы и продержались до сих пор, то только благодаря собственной жизнестойкости и упорному труду.

Русский же язык за два десятилетия сильно утерял свои позиции в странах Центральной Азии, что мы видим и ощущаем сами. А судя по прессе такая ситуация наблюдается повсеместно, во всех новых независимых государствах. Да, пространство русского языка сильно сократилось в наших странах. Достаточно отъехать на десяток километров от столиц и молодежь уже не понимает русского языка. И если до сих пор позиции русского языка достаточно сильны в среде элиты, то это остаточное наследие советских времен.

Об интересах, потенциале и конкурентных преимуществах, или «хороший русский помогает»

Однако, новые времена новые песни. Новое руководство России, а конкретно уже экс-президент Путин, а затем и президент Медведев, по-иному взглянули на проблему. И именно этот факт вселяет определенный оптимизм. На мой взгляд, позиция руководства России определяется двумя моментами. Прежде всего, оба они единомышленники – государственники, а это говорит о многом. Мне думается, что именно приход к руководству страной «государственника» спас Россию от многих бед. Главнейшая из которых распад страны. Вспомним строчки из польской прессы, где известный политолог говорит о том, что «некоторые поляки будут удовлетворены только в том случае, если руководство России объявит о ее самороспуске, а все граждане покончат жизнь самоубийством». Конечно гротеск, конечно гипербола, но и, к сожалению, правда. Правда в том, что в этом глобальном мире обновленная сильная Россия многих не устраивает. И так было прежде, когда Александр III произнес известную фразу о друзьях России, так остается и сейчас! Вылизывать какие-то части тела у Запада, как тщатся многие либерал-демократы, это занятие не для России. Поэтому абсолютно логично, что государственники, и смею думать патриоты России, Путин и Медведев обратили внимание на соотечественников за рубежом.

Другой стороной вопроса является тот момент, что в глобальном мире диаспора может явиться мощнейшим аргументом в глобальной же конкуренции. Да, конечно, приходится порой слышать, читать гневные филиппики о том, что «мол, самим не хватает». Таким хочется сказать, что соотечественники отнюдь не попрошайки и не дармоеды. За годы, прошедшие с момента распада Союза, в Россию вернулись только из стран Центральной Азии более 4 млн. человек. Практически без всякой помощи государства они только в жилищный сектор и на обустройство инвестировали десятки миллиардов вечнозеленых, работают, ведут бизнес, платят налоги, да и просто рожают детей и соответственно выполняют госпрограмму. На пике строительного бума из Казахстана и Киргизии каждая семья привозила с собой порой сотни тысяч долларов. Так что в лихие 90-е, быть может, эти деньги много что значили для экономики России, и еще никто не подсчитал вклад русских «хуацяо» в экономику России.

Не меньше может быть роль оставшихся русских и россиян для государственных интересов России. Сами по себе мы, русские в странах Центральной Азии, не пропали. Если говорить о крупнейших диаспорах в Киргизии и Казахстане, то в этих странах русские занимают, как правило, нишу зарождающегося среднего класса. В Узбекистане они также выглядят вполне пристойно. Так что именно соотечественники могут стать опорой для российского бизнеса в этих странах. Ведь понятно, что все постсоветское пространство, а Центральная Азия в первую очередь, это зона стратегических интересов России. Понятно также, что сегодня это не вчера, формы и методы работы должны, конечно, соответствовать духу времени. И, безусловно, одним из важнейших аргументов политики России в регионе должен стать цивилизационный фактор, русская культура, а соответственно и русский язык. Надо понимать, что именно зона распространения и применения русского языка это и есть зона наибольшего влияния России. Именно там у России есть стратегическое преимущество.

И я полностью согласен с последним предложением Святейшего Патриарха по этому вопросу. Это действительно мудро - сформировать русский аналог британского Содружества наций. Не надо уходить в формат псевдо политкорректности, постоянно чего-то опасаясь, постоянно отвешивая реверансы всем и каждому. Сохранение и развитие пространства русского языка прямо отвечает стратегическим интересам России и при этом не только ни в коей мере не нарушает интересов народов бывшей советской Средней Азии, но как показывают годы независимого существования, продолжают оказывать позитивное влияние на все стороны жизни титульных сообществ. До сих пор именно русский язык является для них проводником в большой мир, в мировую культуру и эту ситуацию не так просто изменить, хотя такие попытки предпринимаются постоянно.

Укрепление позиций русского языка и русской культуры в регионе напрямую увязано с интересами России в регионе. А, кроме того, является и отражением роста авторитета России, как мировой державы. Общеизвестно, что распространение того или иного языка во весь исторический период всегда было тесно связано с ростом и укреплением того или иного государства. Так было с Грецией и греческим языком, с латинским…английским. Так и сейчас, растет авторитет Китая, укрепляется его экономическая мощь – и университеты всего мира захлебываются от наплыва желающих изучать китайский язык.

Русский вопрос регионального расклада

В странах Центральной Азии традиционно уважают силу и признают только сильных. Похоже, эта истина только-только начинает доходить до российской элиты.

Пока же в российской прессе больше преобладают псевдо либеральные мнения по этой позиции. Пора всем понять, уйдут из региона русский язык и культура - придут другие языки и культуры, а с ними и другие государства. Не надо иллюзий, сфера применения того или иного языка сегодня - это вполне сфера политических и экономических интересов. Утратив позиции русского языка, Россия незамедлительно потеряет в регионе и политические, и экономические позиции.

Каково же на сегодня положение русского языка в странах региона? Поскольку наиболее громко ситуация проявилась в Таджикистане, то с него и начнем. Численность русского населения в Таджикистане мизерная, и положа руку на сердце, с точки зрения защиты его интересов следует признать, что эта функция в Таджикистане почти утрачена. Тем не менее, в Душанбе еще продолжают говорить по-русски. Безусловно, проблема русского языка в этой стране есть проблема политическая почти в чистом виде. Собственно, что и продемонстрировал российский президент во время визита в эту страну.

Узбекистан в этой проблеме на особицу. Взаимоотношения его с Россией можно обозначить синусоидой, где периоды «любви-ненависти» плавно чередуются. Численность русского населения и здесь в процентном отношении невелика. Какого-то явного или особого ущемления русских и русского языка нет, хотя и с позитивом бедновато. Каримову достало мудрости в самом начале независимости резко оборвать националистическую риторику, посадив парочку одиозных националистов в тюрьму. С тех пор в Узбекистане какой-то особой остроты в этой сфере нет. Может быть еще и потому, что все силы у населения уходят на выживание, а может и потому, что Каримов подрубил или пытается выкорчевать корни исламского экстремизма, который, как известно, всегда идет параллельно с гонениями на иноверцев, неверных.

Если говорить о Киргизстане, то это единственная страна в Центральной Азии, которая еще при Акаеве утвердила русский язык в качестве официального. Можно вполне уверенно утверждать, что положение русских и русского языка в Киргизии не самое худшее в регионе. В то же время нельзя не видеть, что положение это не так уж и хорошо. Все чаще в последнее время встречаются негативы в этой сфере. При этом, конечно, заметно снижается количество школ с русским языком преподавания. Разумеется, это происходит и потому, что сокращается численность русского населения, но и не только. Можно утверждать, что судьба русского языка в Киргизии напрямую зависит от интересов России в нашей стране и регионе.

Что касается Казахстана, то здесь ситуация самая непростая. Вполне очевидно, что положение русского языка постоянно ухудшается. Но в то же время в Казахстане, как ни в какой другой постсоветской стране можно утверждать, что русским языком будут пользоваться, даже если в стране не останется ни одного русского.

Однако само по себе положение русского языка необходимо рассматривать только в тесной увязке с интересами России в регионе. В противном случае можно не сомневаться, что судьба русского языка в ближнесрочной перспективе представляется достаточно печальной и конечной. Примером же позитивного плана последнего времени может представляться намерение Казахстана принять доктрину национального единства. Несомненно, намерение Президента Назарбаева говорит о его понимании тенденций политического развития. Будем надеяться, что данная доктрина будет принята и обретет форму закона. В таком случае есть надежда, что по этому пути пойдут и другие страны региона.

Станислав Епифанцев
Источник
Категория: Новости русского языка | Просмотров: 1768 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5