Главная » 2009 » Февраль » 10 » Годманис может поскользнуться на языке. Латышском
11:45
Годманис может поскользнуться на языке. Латышском
А буквально накануне премьерской инициативы неутомимый «соловей Комсомольской набережной» Петерис Табунс, глава парламентской комиссии по госязыку, дал сигнал SOS. «В Латвии позиции латышского языка с каждым годом ухудшаются» и «Если мы хотим жить в латышской Латвии, нам нужно было бы взвесить ужесточение требований» при проверках знания госязыка. Депутаты пришли к выводу, что проверки должны быть жестче.

Такой вот кульбит случился. Заключив в начале 90-х пакт о строительстве латышской Латвии, Народный фронт Латвии и Конгресс граждан выстроили в итоге этнократическое государство и привели его к банкротству в экономике. Теперь выяснилось, что и родной язык сберечь не могут. Этнократы умудрились угробить свою священную корову, долгие годы помогавшую им демагогией о надвигающейся гибели латышского языка пробиваться во власть, - умственный потенциал оказался недостаточным для решения не только экономических проблем, но и сугубо гуманитарных.

Латышское общество деградировало

Не так давно участники международной конференции «Столетие латышской орфографии», организованной Комиссией по госязыку при Канцелярии президента Латвии, Институтом латышского языка ЛУ и Латвийской академии наук (siс!)... аплодисментами (!) встретили предложение министра юстиции Гайдиса Берзиньша внести в закон о труде поправки, дающие при приеме на работу преимущество тем, кто лучше владеет государственным языком.

Подтекст предложения понятен: освободить места для увольняемых с госслужбы чиновников-латышей. Непонятна глубина не только нравственного, этического, но и профессионального падения латышской интеллигенции - аплодировать откровенному расизму. Неужели в этом видят свое предназначение латышские ученые-лингвисты, положившие живот свой на искоренение советского наследия?

А уж они-то должны знать, что в созданной в 1946 году Латвийской академии наук первым был создан именно Институт латышского языка и литературы, как теперь выясняется, сделавший в научном плане гораздо больше для сохранения и развития латышского языка, чем инквизиторы из госинспекций и госагентств. А нынешние «ученые» приветствуют ужесточение наказаний для «инакоговорящих».

И уж они-то, ведомые национал-ортодоксами, поддержат обструкцию Годманиса, посмевшего посягнуть на их детища, где пригрелось немалое число нацкадров. Премьер предлагает сократить 12 штатных мест и в Институте Латвии, присоединив эту невнятную структуру, призванную популяризировать имидж страны за рубежом. Имидж же такой, что туристы-британцы не упускают случая осквернить государственный символ - памятник Свободы.

А еще (о боже!) премьер покушается на Агентство по освоению госязыка (13 работников), Центр госязыка (26 мест), Центр перевода и терминологии (28 мест) и собирается реформировать Агентство по госязыку (17 мест), объединив под его крышей все функции по защите и распространению госязыка, оставив для их исполнения всего 45 штатных единиц. Годманис руководствуется только экономическими соображениями, хотя, полагаю, бесполезность этих структур он понимает.

Уже ясно, что возмущению тевземцев не будет предела. Почти три года министр юстиции Берзиньш добивается то увеличения штатов, то дополнительных средств, то ужесточения штрафных санкций, и парламентарии утверждают почти все его поправки. Госязык как таковой их не волнует. Главное - создать рабочие места для нацкадров, за счет увеличения финансирования и увеличения штрафов поднять зарплаты и премии инквизиторам.

Под знаком борьбы за латышский язык намерены идти во власть и «Гражданский союз», и «Новое время», чей глава парламентской фракции Дзинтарс Закис заявил, что вступить в коалицию с «Центром согласия» «нововременщики» согласятся при условии, что ЦС не переступит «красную линию» - то есть не будет требовать смягчения законов о языке, о гражданстве, о выборах.

Госязык - это не сахар

Кстати, Евросоюз рассматривал вопрос о правовом положении наших неграждан, о запрете на участие в муниципальных выборах и языковых притеснениях. И еще до обсуждения вопроса евродепутат тевземец Роберт Зиле уже заявил, что эти вопросы не входят в компетенцию ЕС: «Ни ЕС, ни Европарламент не определяют национальные интересы стран-участниц».

Права нацменьшинств - это вам не сахарная или рыболовная отрасль, уничтоженная под нажимом ЕС. Высший национальный интерес нашей страны - латышский язык, который утрачивает свои позиции не под воздействием евроструктур, а исключительно стараниями национал-радикалов, впавших в раж и не соображающих, что уже 94 процента жителей Латвии владеют государственным языком.

Сей факт сложился не благодаря, а скорее вопреки и т. н. латышской интеллигенции, аплодирующей дремучести своих национальных вождей. Прости их, господи, ибо не ведают, что творят...

И все сходится на том, что премьер Годманис может поскользнуться на языке. Не активизировавшиеся профсоюзы, не банкротирующие крестьяне и их мнимые вожди из СЗиК, не теряющие власть народники, а оскорбленные в своих националистических чувствах тевземцы могут не только подтолкнуть, но и вообще спихнуть правительство. Кстати сказать, поддержка им обеспечена не только моральная, но и вполне ощутимая: 42 тысячи латов - рекордные пожертвования получило только в январе ТБ/ДННЛ - в семь раз больше «Центра согласия» и больше, чем СЗиК, Народная партия, ЛСДРП, «Новое время» и «Гражданский союз» вместе взятые.

Идеи нациков живут и имеют поддержку в сердцах и карманах латышской духовно обнищавшей интеллигенции.
 Анатолий КАМЕНЕВ
Источник  
Категория: Новости языков | Просмотров: 1251 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5