11:06 Тонкая сфера в твердых руках | |
И здесь Казахстан является образцом толерантности, то есть таких отношений, которые характеризуются наличием взаимопонимания различных общественных групп, исключающих проявления ненависти, розни и любых форм насилия. Будь то сфера межэтнических взаимоотношений или межконфессиональное взаимодействие. Не случайно одной из главных идеологических опор лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев считает укрепление межнационального мира и стабильности, наличие уникального межконфессионального диалога и согласия представителей разных народов и религий. И основой такого положения вещей является не только историческая преемственность толерантных межнациональных отношений в Казахстане, а целенаправленная и гибкая политика первого президента страны. Он сумел в довольно сложных социально-экономических и политических условиях переходного периода удержать эту достаточно тонкую сферу человеческих отношений в твердых руках, не допустив даже мысли о проявлениях сепаратизма, национальной или конфессиональной розни. То, что в ряде постсоветских стран наличие многих этносов и религиозных групп на территории одного государства явилось настоящим бедствием и неразрешимой проблемой, в Казахстане стало реальным достижением и безусловным успехом главы государства. Можно сказать, реализованная модель межнационального мира и межконфессионального согласия в Казахстане явилась своеобразным "ноу-хау президента Назарбаева", которая стала залогом успеха и процветания всего народа. Обращаясь к опыту 17 лет бесконфликтного, поступательного, эволюционного общественного развития, следует отметить, что руководство страны сумело предложить мировому сообществу уникальные образцы управления в этой деликатной сфере, коей являются взаимоотношения между людьми разных этносов и религиозных конфессий. На сегодняшний день Казахстан без всяких идеологических штампов стал "лабораторией дружбы народов". К таким достижениям, без всякого сомнения, можно отнести инициативу президента о создании авторитетной Ассамблеи народа Казахстана, Малой ассамблеи народа Казахстана, национально-культурных центров, как действенных инструментов гражданского общества, учитывающих злободневные интересы и чаяния всех наций и народностей, населяющих нашу страну. Закрепление в Конституции РК равных прав и обязанностей всех граждан республики, независимо от национальности и вероисповедания, является важным правовым условием реализации толерантных отношений представителей разных этносов и конфессий. А участие Ассамблеи в законотворческой деятельности позволяет в правовом поле разрешать возникающие проблемы и противоречия межэтнических взаимоотношений. И это - чрезвычайно важный механизм предотвращения возможных конфликтов в этой тонкой сфере. Кстати говоря, данный институт прошел проверку временем и "вызовами", которые то здесь, то там возникали на постсоветском пространстве вокруг Казахстана. Сейчас, по прошествии стольких лет, кажется, что так было всегда. Но это не так. И мы знаем, что страны, когда-то объединенные единым союзом, тоже начинали с идеологии "пролетарского интернационализма", получив независимость, но теперь на себе ощущают всю горечь сепаратизма и межнациональной ненависти, приведшей к разрухе и многочисленным бессмысленным жертвам среди ни в чем не повинных людей. Наверное, мудрость политики в том и заключается, что она "правит людьми незаметно". При том, что с самого первого момента обретения независимости тема межнационального мира и межконфессионального согласия не сходит с уст Нурсултана Абишевича, как мудреца, не устающего повторять своим ученикам казалось бы "прописные истины": Как показывает мировой опыт, одной из достаточно острых проблем в контексте формирования толерантных отношений в полиэтническом обществе является проблема языкового равенства. Исторически Казахстан оказался в эпицентре интенсивных цивилизационных и межкультурных контактов, в основе которых стояла уникальная коммуникационная способность "жителей казахской степи", адаптируя различные модели и стереотипы поведения и мировоззренческие модели, сохранять свою самобытность, язык, культуру и традиции. Даже десятилетия тоталитарного советского режима, нивелировавшего право наций и народов на самоопределение и собственную идентичность, не сумели сломать эту важную ментальную характеристику народа Казахстана. В настоящий момент предложенная руководством страны концепция триединства языков в Казахстане позволяет не только снять напряженность в отношениях между разными этническими группами населения по данному вопросу, но и выдвинуть эту тему из разряда проблемных на уровень real politik в сферу конкретного принятия решений. Тем более что она действительно по своему содержанию требует комплексного разрешения и напрямую увязана с процессами социально-политической и экономической модернизации страны в целом. Ведь, наряду с овладением гражданами традиционных для нашей страны языков (казахского и русского), предполагается сконцентрировать внимание на языке международной коммуникации - английском. И это - "прорывной проект" для нашей страны, поскольку выводит нас на совершенно иной уровень международного взаимодействия как в сфере культуры, так и в области современной мировой политики и бизнеса. Толерантность как особый тип отношений между людьми, предполагающий взаимопонимание и доверие, конечно же, основывается прежде всего на знании языка, в данном случае английского. И если на рубеже веков классики казахского Просвещения говорили о необходимости знания русского языка как об условии приобщения казахов к западной цивилизации, то в настоящий момент, в условиях глобального коммуникационного пространства, английский язык приобретает особую актуальность. Именно поэтому глава государства так настойчиво предлагает изучение английского как необходимое условие вхождения Казахстана в число наиболее передовых стран мира. Таким образом, задача триединства языков становится приоритетом национального развития и условием укрепления толерантных отношений в казахстанском обществе. Другой инициативой главы нашего государства, заслуживающей международного признания в этой сфере, является установление уникальной "духовной площадки" межконфессионального диалога - Форум представителей мировых религий. Пожалуй ни в одной стране мира подобная идея не получила такого реального воплощения, как в Казахстане. Традиция "кочевого вольнодумства" и трепетная способность к восприятию чужого "как своего" является ментальной характеристикой казахского народа и вместе с тем создает условия для непринужденного внимательного восприятия мирового духовного опыта. И это тем более удивительно в условиях совершающегося на наших глазах Хантингтоновского "столкновения цивилизаций", где линии идеологических "разломов" как раз приходятся на стыки различных мировых конфессий. Казахстан, находящийся на перекрестке цивилизаций, на самом острие отношений мировых религий, испытывает на себе все поле напряжения в этой сфере. Тем не менее глава нашего государства и этот "недостаток" обращает в реальное достижение народа своей страны, определив его как обитель действительно возможного диалога и мирного взаимодействия представителей разных религиозных конфессий. Опыт нашей республики в установлении мирного диалога конфессий совершенно неоценим для современного мирового сообщества, испытывающего то здесь, то там потрясения в сфере межконфессионального взаимодействия, проявляющиеся в форме религиозного экстремизма. Способность государства мягко, не вмешиваясь во внутриконфессиональную деятельность разных религиозных общин, направлять их на позитивный диалог и взаимопонимание, заслуживает безусловного внимания и международного признания. Таким образом, создаются условия для толерантного духовного развития, мира и стабильности не только в самом Казахстане, но и во всем регионе в целом. Не случайно, учитывая опыт Казахстана в предотвращении острых социальных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, было принято решение о председательствовании Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году. Думается, деятельность нашей страны на этом посту - не только почетное свидетельство признания авторитета Казахстана, но и серьезная миссия по широкому распространению казахстанской модели толерантного социального развития в рамках всего евразийского континента. Источник | |
|
Всего комментариев: 0 | |