15:53 Язык спасет мир | |
Пессимизм в оценке необходимости изучения татарского языка в городах и весях России, на мой взгляд, не имеет серьезного основания, тем более - перспективы. К сожалению, в ряде изданий, в том числе и государственных, в последнее время появились статьи, смысл которых: невостребованность татарского мешает реализации закона о государственных языках Татарстана. Вывод столь же ошибочный, сколь и вредный как для развития общества, так и для добрососедского жития народов. Понятно каждому разумному человеку, что язык объединяет не только нас самих, но и нас с другими народами. Татарский народ в подавляющем большинстве проблему с русским языком решил давным-давно. Осталось решить проблему с татарским языком русскоязычному населению, в том числе и обрусевшим татарам, проживающим в основном в городах. Что касается "обрусевших", к которым иногда приклеивается ярлык "манкуртов", то незнание родного языка скорее их беда, чем вина. Десятилетиями подрывались традиции и преемственность языковой культуры поколений - так было устроено тоталитарное общество строящегося, а затем "развитого" социализма. Из городских татарских семей исчезал язык дедов и прадедов. Результат плачевный: для многих детей-татар, поступающих, к примеру, на факультеты иностранных языков, таковым является и татарский. Учитывая, что до самого начала девяностых годов в Казани оставалась единственная школа с обучением на татарском языке, по этому поводу не удивляться, а горевать надо. Язык сохранили сельские жители. Он органично вплетается в среду их обитания - и дома, и на работе. Но стоит сельчанину выйти за рамки этой среды, возникают проблемы. До сих пор около 20 процентов татар ущемлены в правах при поступлении в вузы из-за недостаточного знания русского языка. По этой же причине около 9 процентов татар не имеют возможности в продвижении по службе. И это в Татарстане, где, казалось бы, развитию татарского языка должны способствовать все государственные структуры. Что же говорить о регионах России, где компактно проживают татары-соотечественники? Правда, в последнее время и там появились учителя, прошедшие усовершенствование или учебу в Татарстане. Уже несколько лет действуют квоты для поступающих в некоторые вузы республики татарских детей из областей и краев России. Но на местах татарским общинам приходится преодолевать массу препятствий: выбивать у властей учительские ставки, помещения для классов и многое другое. Обычные отговорки чиновников от образования: да ведь родители сами не хотят отдавать детей учиться на татарском языке! Да уж, конечно, они не захотят, чтобы дети сидели в обшарпанных помещениях и без должного уровня преподавания. А ведь есть же Саратовская национальная татарская гимназия - элитное учебное заведение, выпускники которого поступают затем в лучшие вузы России. В эту школу принимают по конкурсу. А достигла она такого уровня благодаря немалым усилиям местного предпринимателя Камиля Аблязова. Хорошие условия, качество обучения на двух языках (плюс стажировки учащихся за границей для овладения иностранными языками) - и сознание родителей повернуто к татарской школе. В этом и корень. Дело не в невостребованности татарского языка, а в сознании родителей. А его надо формировать - условиями и качеством обучения. На голом патриотизме (или национализме) здесь не вылезешь. Востребованность татарского языка - это гармония, существующая между ожидаемым будущим и настоящим народа. Если сегодня сознание семьи и общества к родному языку не повернется, гармония разрушится, будут потеряны драгоценные нити, скрепляющие традиции, культуру, веру поколений. В конце концов, ведь он же не абстракция, наш родной язык, не искусственный язык эсперанто или азбука Морзе. В нем - наш образ жизни и мыслей, вкусы и склонности, потребности и эмоциональные всплески... Поэтому некорректно ставить вопрос о востребованности языка. Он востребован! Татарам родной язык помогает понимать практически все тюркские народы. Русским татарский язык поможет и дальше жить в мире и согласии с народом, с которым уже бок о бок прожиты века. В Израиле, где побывал совсем недавно, без знания иврита не поступить ни в вуз, ни на работу. В многочисленных ульпанах бесплатно обучают и принимают экзамены по ивриту после окончания специальных курсов разной сложности (в зависимости от требуемой по работе квалификации). В семимиллионной стране проживают полмиллиона неевреев, а каждый четвертый - русскоязычный, выходец из России и стран СНГ. И ничего, все работающие и учащиеся овладели в той или иной степени ивритом. Хорошо бы в Татарстане язык коренного народа знали так, как знает язык коренного народа многонациональное население Израиля. Но мой обрусевший приятель, которому уже поздно заново учиться в школе, безуспешно ищет кружок или курсы, где бы желающих обучали татарскому языку... Теперь по поводу статей, ставящих под сомнение изучение татарского языка. Справедливо отмечается: методика обучения была неправильной. Нельзя в школах русскоязычных детей с ходу погружать в премудрости грамматики. Это неэффективно и порождает только неприязнь к языку, значит, создает социальную напряженность в скрытой или явной форме. Рациональнее применять коммуникативные методы обучения, прививая прежде всего навыки разговорной речи. Верно и то, что бесполезно в одном классе одновременно обучать знающих, более или менее знающих и совсем не знающих татарский язык детей. Хоть с опозданием, эти как бы технические (но очень серьезные) ошибки можно исправить. Но совершенно очевидно и другое. Нужен или не нужен татарский язык - такого вопроса нет. Не надо придумывать или пытаться объяснять его правомерность. В языке, в том числе и языке межнационального общения, открываются все краски и богатство мира. Знать язык друга, соседа - значит иметь ключик к его сердцу. Более, чем красота, способен язык сохранить и упрочить мир в нашем общем доме - России. Шамиль ХАММАТОВ. Источник | |
|
Всего комментариев: 0 | |