Главная » 2009 » Май » 3 » Sprechen Sie Deutsch?
12:46
Sprechen Sie Deutsch?
Елена Иванова, «Учитель года» Иркутской области:
«Немецкий язык в школах нельзя убивать. Это будущее региона!»

Буквально месяц назад Елена Геннадьевна победила на ангарском городском конкурсе и стала «Учителем года» в АМО, обойдя девять сильнейших конкуренток. На прошлой неделе - новая победа. На областном финале «Учителя года» Елена Иванова не подвела родной город, снова стала первой, теперь уже среди 33 соперниц. Выше - только всероссийский этап, на котором ангарчанку ждут не дождутся осенью!

Кто был самым сильным соперником на областном «Учителе года»?

- Как ни странно, не иркутяне. Очень сильные педагоги в Жигалово (у представительницы этого населенного пункта второе место), в Усть-Илимске (заняли третье место). В прошлом году победительницей стала учительница из Шелехова, в позапрошлом - из Белореченска. У конкурса солидная география. По участникам хорошо видно, что в любой школе, любого, пусть даже самого отдалённого района можно учить хорошо. Для того чтобы стать лучшим педагогом, не обязательно работать в элитной иркутской школе.

А ведь, говорят, ваши дети в гимназии тоже элитные, чего, мол, с ними не работать…

- На конкурсе и в Ангарске, и в Иркутске мы вели уроки не в своих классах, а совершенно с незнакомыми ребятами. Если на городском этапе с классом разрешали познакомиться и выбрать тему урока самому, то в Иркутске детей я увидела со звонком. Тем на выбор для внеклассного мероприятия давалось всего три. Я выбрала «Гордимся Родиной», и гордились мы Россией на немецком языке.

Я очень благодарна классу, который мне достался, - девятиклассникам из иркутской школы №26, за внимание к уроку и интерес к немецкому языку.

В Ангарске всё почти с точностью до наоборот. В наших школах немецкий язык, как и другие иностранные, медленно вымирает, уступая место английскому…

- Я считаю, что это в корне неправильно. В нашем городе складывается нездоровая ситуация с иностранными языками. Родители формируют социальный заказ только на английский, не понимая, что экономически мы связаны и с другими странами. Нужны специалисты, а уровня владения языком нет.

Так, к примеру, в ИрГТУ есть факультет мехатроники, российско-германский. Поступают ребята со знанием физики, математики, уже на первом курсе у них стажировка в Германии на предприятиях. А как ехать, если все учили в школе английский?! В БГУЭП работает российско-французский факультет, выдающий диплом мирового образца. Этот документ об образовании принимают в любой стране. Но на факультет никогда не попадёт тот абитуриент, который не знает французского на должном уровне! В иркутском лицее №3 ребят готовят специально на два этих факультета, чувствуют конъюнктуру. А мы, имея в городе специалистов, рубим «ненужные» языки, а вместе с тем и будущее детям.

На вашем рабочем месте ситуация складывается по-другому?

- Мы преподаём два языка. Я вообще считаю, что образованный человек в нынешнее время должен как минимум двумя иностранными языками владеть, а то и тремя.

С первого класса ребята учат английский, потом - немецкий или французский. Однако бывают случаи, когда в пятый класс из других школ поступают дети, учившие немецкий или французский как основной. И при желании они догоняют сверстников-«англичан», ведь в языках много общего.

Вернёмся к конкурсу. Вы провели внеклассное мероприятие, урок и… Что дальше?

- Дальше нужно было презентовать свой исследовательский проект. Как лучше и современнее всего обучить ребёнка иностранному языку? Я выбрала в помощницы информатику. Готовиться помогали сын (ему 15 лет, учится в лицее №2) и учитель информатики нашей гимназии Ирина Щербакова.

Благодаря информационным технологиям предмет со скучных страниц учебника перекочевал на экран.

А ещё в преподавании иностранного языка «замешано» множество других школьных предметов. Например, география, экономика, история, литература. Мы узнаём всё про страны, язык которых изучаем, и хотим, чтобы дети тоже знали не только положенное количество слов, но и что-то о людях, с которыми им, возможно, придётся в будущем беседовать, а может, и работать.

Когда проходила церемония награждения, нервничали?

- Конечно. Я просто не верила в то, что выиграю. В Ангарске я победила среди девяти педагогов, а вот у братчан, к примеру, конкурс был жёстче: там участвовали 30 человек. Когда меня объявили победительницей, сильно удивилась и, конечно, обрадовалась.

Что подарили лучшему учителю года Иркутской области?

- Всем, кто вошёл в финал конкурса (10 человек) подарили телевизоры Toshiba с диагональю 26 дюймов. За третье место дополнительно дали видеокамеру, за второе - ноутбук, а мне за первое - огромную плазменную панель с диагональю 42 дюйма и, конечно, символ конкурса - статуэтку пеликана.

Да, призы достойные, пожалуй, городского уровня…

- Ну, мы ведь не за призами на конкурсы идём, а за именем. Для меня главная награда - любовь детей и уважение родителей. На конкурс в Иркутск за меня пришли болеть мои выпускники 2004 года, самый мой «золотой» выпуск, ребята, которых я взяла в пятом классе и вела семь лет. Сейчас многие из них студенты ИГЛУ. Поступили благодаря немецкому языку.

А в этом году кто-то из ваших воспитанников будет штурмовать вуз по профилю?

- Двое собираются сдавать ЕГЭ по немецкому языку, хотя экзамен этот существует всего второй год. А потом - в вуз. Кстати, в Иркутске появилась возможность проверить и более высокий уровень владения языком. Можно попробовать сдать экзамен на так называемый «шпрах-диплом» международного образца. Конечно, это куда труднее, чем ЕГЭ, зато с документом о сдаче этого экзамена для выпускника открыты двери любого вуза в мире, где есть преподавание на немецком языке.

В Москве на всероссийском конкурсе «Учитель года» рассчитываете на победу?

- Ой, не знаю, что и сказать… Этот год для меня счастливый. Две победы уже, ещё и на стажировку в Германию пригласили. В Москве буду стараться победить. Я уже узнала, каков порядок всероссийского конкурса.

После первого отборочного тура остаётся 15 участников, после второго – 5, и все они уже считаются победителями. Ну а потом жюри выбирает лучшего из лучших.

Знаю, что призы на всероссийском конкурсе хорошие. Но даже они не сравнятся с теми, что были когда-то у нас в Ангарске. До сих пор педагоги вспоминают, как в 2003 году лучшему учителю города подарили квартиру. Такого нет даже в московском финале. Прошлогодний победитель «Лучшего учителя России», преподаватель музыки из Санкт-Петербурга, так и живёт с семьёй в дачном посёлке под Питером. Жильём его не обеспечили. Но вспомним: мы участвуем не ради приза, а ради имени…
 Яна АРХИПОВА
Источник
Категория: Интервью | Просмотров: 1859 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5