Однажды мне попалась на глаза статья американских авторов,
исследовавших возможность дородового воспитания. Оказалось, ребенок в
утробе матери каким-то образом получает некоторые навыки. После
рождения с помощью специальных датчиков была проверена и подтверждена
разность его реакции на различные звуковые фрагменты - слышанные и
неслышанные им до рождения. Так установили избирательную активность
ребенка: после родов он предпочел то, что уже слышал.
В нашей психологии в то время преобладало иное
понимание: ребенок рождается с генетической программой, в которой
заложены только некоторые возможности. До рождения его мозг информацию
почти не анализирует. Она, мол, поступает к эмбриону, и формирующееся
ухо воспринимает звуки, нервные сигналы идут в мозг, но следа там не
остается. Однако, с точки зрения неврологии это неграмотно, абсурдно -
что поступающий сигнал не оставляет следа. И вот, наконец, 10 лет
спустя, произошел перелом. Большинство серьезных психологов, физиологов
и врачей теперь уверены в необходимости пренатального воспитания, т.е.
воспитания ребенка до рождения. "Пренатальное" - слово латинского
происхождения: "пре" значит "до", "натал" - "рождение".
Свой
метод дородового воспитания я назвал "Сонатал" ("сонос" - звук, "натал"
- рождение), или музыка рождения. Название это отражает такую
особенность методики, как нацеленность на то, чтобы все до рождения
было спокойным, нерезким, нешумным, и уж ни в коем случае не
экстремальным. В Литве по этой системе работает сегодня группа
специалистов, они создают прибалтийскую школу "Сонатал". У нас родилась
идея называть это направление пренатального воспитания сонаталогией, а
специалистов сонаталогами.
Ребенок развивается в организме
матери, совершенно очевидно поэтому, что если этот организм
представляет здоровую среду, то соответственно развивается в ней и
дитя. Если же условия для развития неблагоприятные, то и возможности
новорожденного иные - более ограниченные. Недавно в Лондоне прошла
всеевропейская конференция по пренатальному воспитанию, в резолюции
которой признано, что нежеланные дети формируются только в пренатальном
возрасте и любые последующие педагогические усилия абсолютно не
работают, бесполезны, потому что нежеланный ребенок мстит родителям и
отрицает всякую помощь, которую ему оказывают. Стремится к
самоубийству. Страшный вывод.
Вспоминаю в связи с ним историю
с неграми в Бронксе, рассказанную мне знакомым американским психологом.
Муниципальная власть построила для бездомных черных небольшой удобный
микрорайон, бесплатно. С дешевыми магазинами, бесплатной ночлежкой,
парикмахерской, другими бытовыми услугами. Что, вы думаете, произошло
через неделю? Все было разрушено, сломано, разгромлено. На конференции,
собравшейся, чтобы проанализировать случившееся, специалисты пришли к
единому мнению: это месть за многовековое рабство, импульс к которой из
поколения в поколение передается на психогенетическом уровне.
Выходит,
пренатальный возраст - самый главный. Он не чистый в линеечку лист.
Если ребенок принят во время беременности, то его психическое
формируется на основе положительной. Тогда уже складывается его
глубинное личностное ядро, та самая личность, о которой сегодня все
говорят. Либо он желанен - и мир для него благоприятный, добрый, либо
он нежеланный - и тогда ожидает от мира агрессии, и сам агрессивен с
ним.
Импринтинг, на мой взгляд, происходит не после рождения
- это его небольшая часть - а в пренатальный период. Английский термин
"импринтинг" означает "запечатление". Запечатление самых первых
образов, представших новорожденному при его появлении на свет. Каких?
Обычно он видит маску - лицо акушера в белом колпаке и белой повязке.
Это видение лишает его способности адекватно воспринимать живое лицо:
маска будет роднее. Потому так и настаивают перинатальные психологи,
чтобы младенца при появлении на свет встречало доброе, любящее лицо
папы, бабушки, дедушки, сестры, брата. Здесь кстати упомянуть о
рождении в воду. Не дай Бог всем рождаться так. Происходит импринтинг
на воду, которая становится первым , а потому и важнейшим источником
информации для данного человека.
Итак, запечатление при
рождении вторично, впервые оно происходит в дородовый период.
Пренатальный импринтинг - абсолютно реальное событие. Если ребенок
отличает одну музыку - услышанную до рождения, от другой - незнакомой,
значит, он ее запомнил, значит, запечатление состоялось. Нерв
отреагировал на сигнал. Какова была сила сигнала? Думаю, велика, потому
что на этом сигнале формируется нейрон. Мы лепим сигналом клетку. И чем
мы лепим клетку, такой клетка и будет. Кто успеет первым, тот и будет
ее архитектором. Только пока бетон влажный, ему можно придать нужные
качество и форму. А уж дом строить придется из такого бетона, какой
получился.
Нейрон надо успеть вылепить до рождения. У
новорожденного и нейрон, и его потенциал реагирования уже сформированы.
Это уже кирпич, из которого мы строим. А был шанс сам кирпич сделать
другим. Психология поэтому должна немедленно пересмотреть отношение к
пренатальному возрасту. Ведь, оказывается, дай мы ребенку такую
возможность, он еще до рождения смог бы освоить гигантский
информационный поток.
Я вижу большую ущербность в стратегии
изучения иностранных языков в школе: она нарушает физиологические
законы. Более того - все происходит вопреки законам, не физиологично.
Физиологично то, что мы видим в природе. Девять месяцев каждая клетка
(мы не говорим про орган слуха) плода слышала, воспринимала вибрацию,
запечатлевала. Рождается ребенок с уже готовой слуховой матрицей, на
нее потом - когда открывает глазки - нанизывает образ. Слово "стол" он
слышал еще до рождения, а появившись на свет, на этот звуковой образ
накладывает зрительный образ стола, когда мама показывает и говорит
"стол". Потом малыш его лизнул, пальчиком потрогал - тактильно
закрепил. Вот психофизиология развития речи. Бехтерев доказал: если
ребенок родился глухим, он развивается хуже, чем ребенок, рожденный
слепым. То есть до рождения важнее слух. Каждый физиолог, занимающийся
мозгом, знает, что у новорожденного слуховая зона развита лучше.
А
что делают в школе? Ученик впервые приходит на урок английского.
Никогда до этого английской речи толком не слышал, а тут открывают
книжку и показывают слова. Как запомнить их, если ни мозг, ни тело
опыта в этой вибрации не имеют? На сухой, несдобренной почве ничто не
вырастет. Любой "бездарный" (модный эпитет) ребенок через месяц
начинает говорить на том языке, в речевой среде которого его помещают.
Включается физиологический закон: пошел колоссальный звуковой поток.
Непонимаемый. И нет необходимости понимать его. Тело привыкает к этому
потоку. Потом из уже привычного потока вычленяются конкретные слова,
комбинации слов, которые можно поправить, если они неправильно сказаны.
В школе нарушена физиология формирования речи.
Звук, речь,
музыка - очень значимые факторы для психического развития человека. На
уровне психофизиологии речь - это тот процесс, который в такой
глубинности у животного отсутствует. Используя свое музыкальное
образование, я пытался разработать программу, стимулирующую
двигательную активность плода, - для будущих мам, страдающих
бронхиальной астмой. Мои учителя и коллеги поддержали меня. Что же мы
предложили нашим пациентам? Петь по несколько часов в неделю и играть
на детских инструментах. Результаты превзошли ожидания. Резко
улучшились психомоторные реакции: новорожденный держит головку в 12
дней, чего нет у обычного ребенка, раньше говорит первые слова, раньше
концентрирует взгляд. Психофизиологи тут же ко мне с вопросом: хорошо
ли, что раньше? Я отвечаю: хорошо, потому что мозг более зрел. Незрелый
ребенок - проблема проблем. Младенец приходит в мир неготовым к
рождению, к школе, к жизни. Удар социальный, информационный,
экологический сбивает его с ног. Пренатальная стимуляция развития
помогает ребенку жить полноценно с самого момента рождения.
В
мире накоплен огромный опыт дородового воспитания и очень большие
ожидания от его применения. В частности, от возможности стимулировать
нейроны, чтобы они не погибали до рождения человека. К моменту рождения
мозг любого здорового ребенка атрофирует, блокирует половину своих
клеток из-за отсутствия необходимости всем этим клеткам выживать.
Оставшаяся половина справляется вроде бы более чем хорошо: мы
используем, наверное, лишь тысячную их долю. Но коли речь заходит о
незрелости детей, можно предположить, что чем больше клеток будет
работать, тем более зрелым будет организм. Действительно, психиатрия
свидетельствует: чем больше клеток, чем они активнее, тем интеллект
выше. У имбецилов и дебилов, как показывают анатомические данные,
происходит очень сильная количественная редукция (уменьшение) клеток,
т.е. существует прямая зависимость между числом здоровых клеток мозга и
интеллектуальными способностями человека. Клетки никуда не исчезают,
они просто не функционируют, потому что не востребованы. Они, может,
даже мешают. По образному описанию американского ученого Брента
Лондона, если от одной клетки к другой идет сигнал, то "рельс" занят. И
послать между ними одновременный сигнал в обратную сторону нельзя, надо
дождаться, пока первый "поезд" пройдет. Если же у вас 4 клетки, то
получается двухколейка. Чем больше двойных сообщающихся клеток, тем
мгновеннее вы принимаете решение, тем выше возможности вашего мозга.
Профессор Даймон из Калифорнии получила Нобелевскую премию за то, что
показала: звук стимулирует рост нейронов. Мы можем лепить нейрон? Да,
но ответственность за это чрезвычайно велика, потому что это великое
открытие, как и открытие ядерного распада, можно использовать в опасном
для человечества направлении.
Плод, кроме вибрации, ничего
другого из внешнего мира не принимает. Я не говорю про продукты
питания, поступающие через кровь матери. Я имею в виду жизнь социума.
Плод живет в сотрясениях, у которых два основных ритма: ритм
материнского сердца и ритм собственного сердца будущего малыша. На этом
и построена моя музыкальная программа пренатального воспитания. В
глубине музыки заложены два ритма: материнский и детский - 72 и 144
удара в минуту - средние ритмы их спокойного пульса. Вначале эта моя
работа была встречена, мягко говоря, непониманием. Сегодня уже многие
разделяют мои взгляды. Минздрав не просто поддерживает, а рекомендует
методику музыкального развития плода.
Поскольку после
рождения ребенка маме приходится переходить на семи-восьмиразовое
питание, мы готовим и беременную, и плод к лактационному периоду. Перед
приемом пищи будущая мама громко проговаривает-пропевает, например,
"яб-ло-ко" (если собирается есть яблоко). На занятиях женщины осваивают
разработанную мною технологию вокализованной, вокальной речи.
Проговаривают звуки нараспев, утрируя их; утром одни, вечером другие.
Выучивают и закрепляют. На каждую дыхательную песню есть своя
партитура. Итак, съев яблоко, мама минут через пять поглаживает живот и
напевает песни кормления. Песни при кормлении и колыбельные известны
исстари. Тогда им придавали магическое значение. Ритуалов или
музыкальных ритмов дня много: пробуждение, кормление, пеленание,
купание и т.д. Все процедуры сопровождаются речью и пением. Так
складываются у ребенка стереотипы режима дня.
Еще нужнее
малышу сам голос мамы. Стержневая идея всей методики - голос мамы.
Вибрация его вызывает импринтинг. Ребенок запечатлевает мамин голос,
который ему важнее всех симфоний в мире. Именно колебания голоса мамы,
по мнению физиологов, лепят нейроны детского мозга. Каков голос, таков
будет и ребенок. Голос поет содержательную программу, и ребенок лепится
потоком этого содержания. Психическое в дородовом периоде лепится
звуком. Увеличение сенсорного притока - той информации, которая
положительно воздействует на чувства, - способствует улучшению здоровья
детей.
С помощью методики "Сонатал" начинаем и раннее
геометрическое образование ребенка. Мама высвечивает фонариком фигуры,
много-много раз их повторяет, проговаривая слова, и у ребенка
происходит первичный импринтинг, закрепляется связь, скажем, слова
"ноль" и светового образа "ноль", слово "один" и светового образа
"один". На каждый звуко-световой образ написана песня.
Есть
целые предциклы: музыкальная химия, музыкальная математика, музыкальная
психология, музыкальная история. Они формируют слуховую матрицу -
проречь, которую ребенок, естественно, не понимает, но это основа его
будущей речи. Я не сторонник философии йоги, но в области Аюрведы она
мне очень близка. А там сказано: духовное тело лепит тело физическое.
Это
признают и многие другие религии и философские школы. Поэтому
утверждаю: мамино пение, вибрации ее голоса создают реактивное,
неврологическое тело ребенка. Затем это тело будет на себя нанизывать
собственную телесную оболочку. Вот почему очень важно, что на
реактивное тело воздействовало, как оно строилось.
Стержень
дородовой программы "Сонатал" - колыбельные песни. Все можно забыть, но
колыбельные - нельзя. Они переданы нам через века, пронизывают
эволюцию, историю любого народа. Отрежем от культуры колыбельную -
порвем нить времен, взаимодействие культур прошлых, нынешних и будущих.
Сегодня колыбельных не поют - это симптом умирания. И умрем, если не
укрепим, не восстановим связующую нить. Такое значение я придаю
колыбельной песне, и, возможно, даже недооцениваю ее. Тексты, образы,
мелодии колыбельных программируют психическое развитие, учат ребенка.
Поэтому мамы, которые занимаются у нас, поют ежедневно, в определенное
время по определенной технологии пропевания, имеющей звуковую и
дыхательную, ритмическую и двигательную партитуры. Имитируя колебания
люльки, мама покачивает своим малым тазом в такт музыке и создает,
таким образом, ребенку ощущение люльки. А после рождения малыша
родители заказывают или сами изготавливают ему настоящую люльку.
Чайковский
когда-то сказал: как из желудя дуб, так из "Камаринской" вырастает вся
симфоническая музыка. Перефразируя его, говорю: как из желудя дуб, так
из колыбельной вырастает вся программа музыкального развитая ребенка.
Полностью. В ней есть работа над ритмом, есть звуковая и дыхательная
партитуры, есть повторяющаяся фраза. Вся моя музыка построена на
повторяющейся - что свойственно ребенку - фразе, ритмизирующей дыхание.
Колыбельные расписаны по темам, в том числе для всех членов семьи: для
мамы и папы, бабушки и дедушки, брата и сестры. Благодаря этому голоса
близких людей еще в дородовый период ребенка входят в его жизнь. Даже
голос живущего в Америке дедушки - если его записать на кассету и
прослушивать с помощью плейера.
Теперь ежемесячно у нас
проходят концерты с участием профессиональных исполнителей - музыкантов
и вокалистов. Слушая их, будущие мамы знакомятся с эталоном, образцом
исполнения песен. Тем самым повышается эстетический уровень музыкальной
программы дородового воспитания.
Источник: http://www.danilova.ru/publication/aest_18.htm |