Главная » 2008 » Август » 7 » Почему в Латвии не уважают тех, кто работает?
14:10
Почему в Латвии не уважают тех, кто работает?
Работодатели считают языковую политику государства неправильной и неэффективной
Ина ОШКАЯ 
Недавно Кабинет министров принял предложение министерства юстиции и существенно расширил список профессий, представители которых должны владеть латышским языком на определенную категорию.

Перспективы языкового развития впечатляют: в соответствии с этими правилами знать латышский на категорию должны будут президенты, директора и прочие руководители частных фирм, пилоты самолетов, авиадиспетчеры, капитаны, профессиональные спортсмены, инженеры и труженики сотен других специальностей. В том числе и... домашние хозяйки. Вот так! Ленин считал, что каждая кухарка должна уметь управлять государством, у нас в Латвии амбиций поменьше - каждая кухарка должна всего лишь знать госязык...

Над этими правилами, конечно, можно еще долго шутить: например, рассуждать, с кем будет беседовать на литературном госязыке патологоанатом или помощник смотрителя кладбища. Но принятие этого документа приведет к серьезным (и совершенно не смешным!) последствиям. Свои опасения и возражения по этому поводу уже высказала Латвийская конфедерация работодателей.

На вопросы «Часа» отвечает генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Элина Эгле (на снимке).

Ваше удостоверение, президент!


- Каковы ваши главные возражения против документа, принятого Кабинетом министров?

- Во-первых, Латвийская конфедерация работодателей полностью солидарна с министерством юстиции в том, что латышский язык нуждается в дальнейшем укреплении своих позиций. Но мы хотели бы четко знать: в чем суть проблемы? В каких отраслях и секторах нашей экономики клиенты и потребители жалуются на использование государственного языка? Но, к сожалению, таких данных министерство юстиции не представило, и нам пришлось полагаться на информацию отдельных находящихся под управлением минюста структур.

В такой ситуации сложно понять, чего ожидают от работодателей? Если клиенты не довольны качеством услуг (а предоставление услуг на понятном клиента языке - это один из аспектов качества!), то важно понять, что это за сферы. Чтобы предприниматели могли планировать свои инвестиции. Чтобы мы, Латвийская конфедерация работодателей, помогли им найти лучшие пути решения проблем.

А бюрократическое расширение списка профессий, требующих знания госязыка на категорию, без углубления в специфику и суть этих профессий, ситуацию к лучшему не изменит.

Во-вторых, хотела бы напомнить, что закон о госязыке устанавливает требования к использованию госязыка. И мы должны эти требования выполнять. Так что в этом смысле принятие правил Кабинета министров и расширение списка профессий просто бессмысленно. В этот список можно внести все профессии. Зачем это надо было делать? Неясно.

И, наконец, в-третьих. В министерстве образования и науки сейчас создана рабочая группа, которая занимается внесением требований уровня знания гос- языка в стандарты профессий. Поскольку для учебных заведений очень важно знать, какими являются требования к владению госязыком в конкретных профессиях. Эта работа ведется очень тщательно, мы в этой рабочей группе представляем широкий круг работодателей, для консультаций привлекаются специалисты - ведь, скажем, только специалисты по металлообработке знают, на каком уровне должны знать госязык сварщики или инженеры. А не так что чиновники просто взяли и придумали правила, которые в жизнь не внедрят!

- Скажите, а зачем президенту фирмы, общающемуся с миром через секретарей, знать госязык на высшую категорию?

- Эта норма вызывает большое недоумение. Ведь руководители фирм обычно не контактируют с клиентами! Парадокс - руководитель подразделения частной фирмы и заместитель директора по производству должны знать госязык на высшую категорию, что по сути равноценно уровню знания языка президентом Латвии или министрами! Или он должен сам в своем трудовом договоре указать, что он не общается с клиентами. Внедрение этой нормы в жизнь может создать почву для коррупции и барьер для создания в Латвии своего бизнеса, и Латвия потеряет экономически активных людей и инвестиции.

- А как будут учить язык зарубежные бизнесмены? Например, президенты банков, главы филиалов крупных западных корпораций?

- Здесь приводился такой аргумент: если руководитель предприятия является иностранцем, то работающий на этом предприятии латыш во время выполнения трудовых обязанностей не может использовать госязык. Но если имеются подобные частные проблемы, то их надо решать внутри этого предприятия или фирмы. На некоторых предприятиях требование о знании госязыка внесено в коллективный договор. Если у двух-трех человек возникли такие специфические проблемы, нельзя сказать, что руководители всех остальных предприятий не работают так, как надо. И опять я спрашиваю: где исследования, где статистика? Ничего нет.

В Латвии есть предприятия, которые работают только на экспорт, производят специфические товары, и для работы на них привлечены специалисты высокого уровня из других стран. Но государство, расширяя список профессий, где необходимо знать госязык на категорию, ясно заявляет предпринимателям: Латвии ваша работа не нужна.

Представители некоторых профессий работают только на международном уровне - пилоты и диспетчеры в аэропорту, капитаны морских судов используют только английский язык. Мы же выдвигаем им требование знать латышский на категорию!

Государство, вмешиваясь в частное предпринимательство, диктуя правила, которые физически нельзя выполнить, создает нигилизм по отношению к закону. И показывает, что законодатели не понимают, какие законы нам нужны. Ведь законы создаются для того, чтобы помочь обществу, а не для того, чтобы продемонстрировать обществу свою власть, превосходство и политические установки.

На госязык - 60 миллионов


- Но Латвийская конфедерация работодателей тоже принимала участие в разработке этого документа...

- Несмотря на то, что Латвийская конфедерация работодателей считает, что, расширяя список профессий таким странным образом, мы не добьемся более широкого использования госязыка, мы в сотрудничестве с премьер-министром Иварсом Годманисом старались максимально улучшить качество этого документа. Мы стремились проанализировать, в чем заключаются трудовые обязанности представителя каждой конкретной профессии, которому необходимо знать язык на первом и втором уровнях. Кое-что удалось поправить, но осталось много курьезов. Например, норма о том, что домашняя хозяйка должна знать госязык на втором уровне! Как это проконтролировать? И надо ли контролировать, как домашняя хозяйка говорит в семье? Если хотим создать нормативные акты, над которыми люди смеются, то в данном случае это удалось.

- Воплощение этих правил в жизнь наверняка потребует дополнительного финансирования различным языковым инспекциям!

- В Латвии уже 17 лет реализуется политика госязыка. Но насколько она эффективна? Читая дополненный список профессий, создается впечатление, что нет.

Сегодня в Латвии существует семь (!) государственных структур, задача которых - претворение в жизнь политики госязыка. Государственному бюджету эти структуры обходятся в среднем в четыре миллиона латов в год. Таким образом, за 15 лет после восстановления независимости на проведение политики в сфере госязыка было истрачено 60 миллионов. И где результат? Почему за неэффективность госполитики в этой сфере никто не отвечает?

- Но все равно работников, не знающих госязык на определенную категорию, придется увольнять...

- По закону да. Но нельзя поступать так социально-безответственно! И без того сегодня около ста тысяч (!) жителей нашей страны трудятся в эмиграции. А экономическая ситуация такова, что не следовало бы еще больше увеличивать ряды безработных.

Отмечу и еще один латвийский парадокс: у нас бесплатно освоить госязык может только безработный. То есть государство по сути предлагает человеку сначала потерять работу, а потому учить язык.

В соседней Эстонии языковые курсы стоят гораздо дешевле, чем в Латвии. К тому же в Эстонии государство оплачивает определенную сумму, если человек сдал экзамен по повышению уровня знания языка. Я уже не говорю о Нидерландах или Швеции, где самоуправления любому человеку, приехавшему в страну, сразу же предлагают бесплатное обучение языку.

Мы говорим вам: уезжайте


- Ваше предложение: что делать?

- Пересмотреть всю политику госязыка. Сократить количество занимающихся реализацией этой политики структур. Разработать программы освоения госязыка, которые финансирует государство. Работодатели оплачивали и оплачивают обучение своих работников. Но какие еще расходы на освоение госязыка будут возложены на плечи работодателей?

Я уже не говорю о тех средствах на освоение госязыка, которые были выделены в рамках международных программ Евросоюза, через секретариат министерства интеграции. А где результат? Мы не можем занять такую позицию: если человек не знает госязык, это его личная проблема, и работодателя это не должно волновать. Извините, но ответственность за незнание языка несет не только сам человек, но и государство, которое его плохо обучало. Кстати, на деньги налогоплательщиков и работодателей!

- Есть ли профессии, в которых скрупулезное выполнение языковых правил может привести к проблемам?

- Мы в принципе посылаем жителям Латвии совершенно неправильный сигнал. Нестабильность экономической ситуации нарастает, а мы говорим людям: если вы не знаете гос- язык, вы нам не нужны. А если учесть, какое внимание уделяется введению безвизового режима с США и Канадой, то сигнал становится еще яснее. Но для Латвийской конфедерации работодателей такой сигнал неприемлем. Мы выступали и выступаем за развитие национальной экономики!

И сейчас для медиков, продавцов, официантов, охранников установлены нормы знания госязыка. Если в какой-то из этих сфер есть проблемы, давайте их решать. Давайте перестанем содержать красивые офисы и начнем реализовывать программы обучения госязыку прямо на рабочих местах.

Странное отношение складывается и по отношению к иностранным инвесторам. Мы говорим инвесторам: ваши деньги здесь не нужны. Даже Билл Гейтс не сможет возглавить фирму в Латвии, потому что он не знает латышского. Такой подход не выдерживает никакой критики.

Очень болезненной является ситуация с инженерами. В течение последних лет образование в этой сфере было очень слабым. Выпускники школ не хотят идти учиться на инженеров - даже на бюджетные места. Но для обрабатывающей промышленности, которая составляет 75 процентов латвийского экспорта, инженерный состав жизненно необходим. Но если своих специалистов нет, придется привлекать зарубежных специалистов. А как? Сначала учить их латышскому?

- Одно радует: правила вступают в силу еще не завтра...

- Да, мы добились внесения в правила пункта о переходном периоде: до 1 февраля 2009 года для первого уровня знания языка, до 1 августа 2009 года - для второго и до 1 января 2010-го - для третьего. Повторяю еще раз: мы за укрепление позиций госязыка, за лучшее обслуживание клиентов. Но мы по-другому видим решение этих проблем. И недоумеваем по поводу огромных средств, которые выделяются на политику госязыка и которые, как выясняется, не дают должного эффекта...
 http://www.chas-daily.com/win/2008/08/07/l_020.html?r=31

Категория: Интервью | Просмотров: 1587 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5