Главная » 2008 » Май » 5 » Национализация школ
12:29
Национализация школ


Динара БИСИМБАЕВА, Астана
Как решить проблемы языковой политики, а заодно повысить качество отечественного образования? Ввести в Казахстане национальные школы! Сейчас для этого есть все необходимые условия, уверен автор концепции национальной школы депутат сената Гарифолла Есим. Чтобы не терять драгоценное время, «национализировать» школы он предлагает параллельно с внедрением двенадцатилетнего образования.
Сенатор уверен, что разделение школ по языку обучения – дело давно минувших дней. Школа должна быть единая, национальная.

– Хочу сразу уточнить, что предлагаемая мною концепция не подразумевает этнический аспект. Национальная школа это как аналогия национального университета, национального банка или национальной компании… Никто же не видит в этих названиях ущемление чьих-то прав или угрозу другим этносам.

В настоящее время, по данным Министерства образования и науки, в республике насчитывается 7721 школа, где обучаются 2 578 987 детей. Среди них казахских – 3788, русских – 1777, смешанных – 2068, узбекских – 71, уйгурских – 14, таджикских – 2 и украинских – 1.

– Конечно, привести все эти школы к единой форме обучения сложно, но к этому надо стремиться, – уверен Гарифолла Есим. – Общество не должно разделяться по каким бы то ни было особенностям. Я хочу, чтобы в единой национальной школе учились все наши дети: и казахи, и русские, и немцы, и украинцы… Раз мы живем в едином государстве, подчиняемся единым законам, дышим одним воздухом, то почему уже с детства разделяемся по языковым и национальным признакам?

Возвысим степь, не унижая горы

Главное отличие национальной школы от ныне существующей – это изучение и, соответственно, знание трех языков: государственного, русского и английского.

– Чем больше языков знает человек, тем более он востребован, конкуренто-способен и успешен, – продолжает Гарифолла Есим. – И с этим никто не сможет поспорить. Более того, эта задача поставлена президентом Нурсултаном Назарбаевым. Никто не говорит о том, что надо ущемлять или «выезжать» за счет другого языка. Казахский язык – хотим мы этого или не хотим, – это государственный язык и владение им даже не должно обсуждаться. Русский язык – как сложилось исторически – это мощный информационный канал, благодаря которому мы познаем культуру, науку, литературу… Ну, а английский – это язык международного масштаба. Здесь ситуацию изменить мы не можем, поэтому ее надо принять. Сопротивляться этому – донкихотство. Предполагается, что первые 4 класса национальной школы обучение будет проходить только на государственном языке, а затем к нему присоединятся русский и английский. После окончания школы – обязательный письменный экзамен на знание предмета и языка.

Как пример, сенатор приводит систему обучения в казахско-турецких лицеях, выпускники которых одинаково хорошо владеют казахским, русским, турецким и английским языками и с легкостью поступают в вузы, в том числе и зарубежные.

– Я не говорю, что это образец для подражания, но подумать о таком подходе стоит, – уверен Гарифолла Есим. – Разве это плохо, когда дети свободно говорят на нескольких языках? Ведь сколько перспектив открывается перед ними!

По мнению автора идеи национальной школы, изменение в системе среднего образования «выстрелит» и в сфере высшего образования. Потому что выпускники новой формации потребуют такого же высокого уровня знаний и в стенах вузов.

– Главное начать. Если мы начнем со школы, то изменится не только среднее и высшее образование, изменится сама наука, будет меньше профанации и больше качества. – Только коренное изменение может дать толчок общему прогрессу. Сколько можно топтаться на одном месте! Мы обязаны воспитать людей новой генерации, – говорит он.

Нет педагогов? – Выпускать! Нет учебников? – Писать!

Красивая в целом идея разбивается о вечную как мир проблему – кадровую. Однако никакой паники у сенатора по этому поводу нет.

– А зачем нам тогда столько пединститутов, если они не выпускают профессиональные кадры? – парирует он.

Гарифолла Есим уверен, что в стране достаточно ресурсов, чтобы готовить и профессиональные кадры, и профессиональные учебники и пособия. Конечно, кадры это больная мозоль в любой сфере. Но педагогические вузы, по мнению сенатора, могут организовывать для учителей специальные курсы по совершенствованию языковых знаний.

Что касается учебников для национальных школ, то, учитывая дальнейший переход к 12-летнему образованию, сенатор считает необходимым готовить учебники с учетом «пролонгации» обучения, дабы «не выпускать их по нескольку раз» и не выкидывать бюджетные деньги на ветер.

А судьи кто?

– Я уже предвижу критику, особенно со стороны радикалов и консерваторов, потому что многим придется поступиться их личными интересами и выгодой. Многие могут остаться не у дел, так как будут востребованы новые, более профессиональные кадры, – продолжает сенатор. – Но не радикалы определяют наши дальнейшие шаги. Они могут только высказаться. А основная часть общества как мне кажется, будет дискутировать, искать еще большие плюсы. У него (общества – Авт.) появится больше возможностей следить за тем, как и чему учат наших детей. Контроль со стороны Министерства образования – это формализованный контроль, а общество будет проводить качественный контроль, что гораздо важнее.

Никакого ущемления чьих бы то ни было прав и интересов депутат Гарифолла Есим не видит.

– Во-первых, это должно широко обсуждаться в обществе. Во-вторых, свое слово должны высказать эксперты. В-третьих, национальная школа подразумевает под собой конкретную законодательную базу. Никто не говорит, что надо закрыть все существующие школы и открыть вместо них национальные. Выбор всегда должен быть. Но мы должны видеть перспективы, – уверен он.

С депутатом Гарифоллой Есимом согласен и его коллега Анатолий Башмаков.

– Эта идея расширяет возможности и права каждого из нас. Я сам орыс (смеется), но на 80% по мировосприятию, по правилам жизни я – казах. И я считаю, что от этого я только выигрываю, так же как и представитель любой другой национальности. Человек становится богаче, у него появляется возможность формировать свой внутренний мир не только гранью какой-то одной национальности, а еще и других. И разве плохо, если все это воспитывается с детства? Тем более, вы посмотрите, с каждым годом в казахских детских садах появляется все больше детей других национальностей. В обществе уже понимают, что знать язык страны, в которой ты живешь, это не только обязанность, но и элемент внутренней культуры, признак интеллигентности, если хотите, и успешности.

Пока идея национальной школы только обсуждается. Взвесить все «за» и «против», дабы в очередной раз не наломать «языковых» дров, предстоит не только властям, но и каждому из нас.
Динара БИСИМБАЕВА Астана 
Категория: Интервью | Просмотров: 1689 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
5