Интервью с Сергеем Алексеевым: Откуда мы родом.
- Так откуда же мы родом? - Я давно занимаюсь социологией, потому что это тоже связано с творчеством. Меня всегда смущала повышенная обидчивость славянского народа. Когда писал «Покаяние пророков», я все время думал – откуда это. Стал изучать и понял, что более 55% сегодняшнего населения – это потомки бывших элит. Вся русская история - это перевороты и смена элит. Но ведь опальные князья и бояре никуда не исчезали, они лишь уходили в изгнание. Понимаете, невозможно обидеть раба. Обидеть можно только высокородного человека. - Судя по фольклору, мы – довольно мудрый народ. Однако наша жизнь это не подтверждает… - Я думаю, что мы сами себя очень плохо знаем. Чтобы понять, почему к сегодняшнему дню у нации сформировался такой характер, почему так развилось пьянство и почему так вольно нарушается табу «не убий», надо прежде всего проанализировать этнос народа. Убить человека для славян исконно считалось главным грехом. Потому что человек воспринимался как целый мир, как мироздание. И убить его означало убить мир! Почему мы вдруг начинаем переступать эти заповедные грани, что с нами сегодня происходит?.. Без анализа сегодняшней ситуации, без знаний своего прошлого мы не сможем выстроить будущее. - А что такое, на ваш взгляд, мудрость? - Мудрость – это состояние душевного покоя. Стать мудрым – значит научиться управлять своими чувствами. - На чем основано утверждение о нашем элитном происхождении? - Я же говорил – на сопоставлении фактов. Ведь в России каждый второй человек опальный. И пример этому – старообрядцы. Оказалось, что среди них простолюдинов практически нет. Потому что простолюдин приспосабливался, он приноровился к новому обряду… Тысячи бояр бежали во время никонианской реформы сначала на Кержич, а потом в Сибирь. И сегодня сибирские старообрядцы и те, кто живут в европейской части, – это все потомственные бояре. Существуют даже удивительные истории. Например, известно, что во время гражданской войны в Архангельской губернии одна деревня вдруг ни с того ни с сего помогла «красным». В ответ на это со стороны «белых» последовало было наказание в виде порки сердобольных. Но к поручику карательного отряда пришли мужики со старинными свитками с деревянными печатями и говорят: «Ты знаешь, господин, нас пороть нельзя, мы – бояре». Выяснилось, что они - бояре еще Василия Третьего. О своем высоком происхождении знало все население деревни, хранило свитки, несмотря на то что все они давно уже окрестьянились. В 1990-м году я был на охоте в Вологодской области, и меня пригласил к себе начальник электроподстанции. У него болела поясница так, что ходил с палкой. Поэтому собирался купить «Запорожец». Поскольку «живых» денег на покупку автомобиля не было, его жена принесла наволочку с просьбой взять все, что в ней хранится, и купить «Запорожец». А в этой наволочке было, наверное, пятнадцать килограммов фамильного серебра, один только серебряный крест весил пять килограммов. На длинной полосе ярко-зеленого сукна, которому лет 300-400, были нашиты дутые пуговицы с боярских кафтанов. Я впервые в жизни видел такие сокровища, стал расспрашивать – откуда? Оказалось, что мои собеседники – потомки древнего боярского рода Ульяновских. Исследуя тему, на русском Севере, в Вологодской области, нашел потомков бояр Ивана Грозного. Целые деревни сохранили и чтят память своих родов: Вячеславовы, Тархановы, Головины, Дураковы. Это удивительно. Все-таки передача информации из рода в род была. И людей этих видно, у них иная стать, они молчаливы. Простолюдин - говорливый человек, пытается доказать свое «я» словами, а эти – своим достойным молчанием. Они удивительно проницательны. У них так наметан глаз, что сразу видят человека: есть ли в нем червоточинка или чист он помыслами и душой. - Вы собираетесь издать новый этимологический словарь. Это вызвано тем, что современные люди утратили значения некоторых исконных слов? - Нет, это очередная попытка попробовать приблизиться к корневой основе русского языка, попытка иначе взглянуть на него, найти иные корни, попробовать магическое наполнение слова. Я даже придумал термин: археология слова. Язык сохраняет все. И поскольку я хочу докопаться до древней психологии человека, его мироощущения, я это смогу сделать через слово. Это самый лучший консервант. Так что создание нового этимологического словаря – не самоцель. Вот мы много сейчас говорим о возрождении национального характера. Каким образом мы будем это делать, если не знаем, кто мы есть? Каким образом можно понять наши истоки? Остается только язык. И удивительно, русский язык сохранился в первозданном виде. Когда я стал искать магическую основу слова, а каждое слово несет в себе определенную магию, открываются глаза. - Что значит магия слова? - Как вы думаете, почему люди были молчаливыми? Потому что слово всегда подразумевало под собой действие. Словом можно было, говорят, убить. Словом, действительно, можно было переворачивать горы и строить пирамиды. Понимаете, какая была концентрация божественной энергии у человека, произнесшего слово! Это оттуда пришел постулат о том, что вначале было слово. А русский язык – это солнечный язык. В корневой основе или в окончании многих слов обязательно присутствует «РА». Солнечность языка как раз и указывает на божественное происхождение. Этого нет в речи китайца или японца, у них вообще нет звука «р». Но у всех родственных нам народов есть. Послушайте норвегов, шведов, немцев…. По слогу «РА» можно искать родственные народы и предположить, как мы раскорневились. С любым норвегом посиди полдня - и начнешь его понимать. И еще есть один любопытный момент в нашем языке. Допустим, слово «бить» означает совершать действие. А вот если надо воспроизвести высшее действие, в приставке обязательно появляется «РА» и получается, например, «разбить». Бить может человек, а разбить - только Бог. Как только появляется «РА» в любом глаголе, это означает связь с высшей силой. На протяжении всей нашей истории язык не изменялся, он усложнялся. Усложнялась жизнь – усложнялся язык, это естественно. Кроме того, на его развитие повлияла человеческая забывчивость. Он развивался, но забывалось первоначальное значение слов. Утрачивалась их магия. - Какие энергетические практики вы делаете? - Я не делаю никаких таких практик и вообще не понимаю, что это такое. Я не говорю, что это плохо или хорошо. У меня есть другие пути познания мира. Мне не особенно хочется рассказывать о своей методике, боюсь на себя брать ответственность. Любой педагог, который стремится чему-либо научить, берет на себя невероятную ответственность за будущее этого человека. Я к этому отношусь очень щепетильно и осторожно. - Каково ваше вероисповедание? - О вере можно говорить только с самим собой. Это глубоко личностно. У меня есть Бог. Если я расскажу о тайных молитвах к этому Богу, я потеряю с ним связь. А я – человек верующий. Вообще никто не должен видеть, как ты молишься. Это таинство. А все массовые молебны - это театр. Человек входит в контакт с Богом только один на один. - Что такое совесть? - По этимологии это значит быть в совокупности с Вестой. Веста – источник знаний. От нее отходит авеста и веды. Это как триединство мира. Так и здесь – три части одного целого. Совесть – это изначально – жить в совокупности с осознанием мира. Это приобретенное свойство. Ведь в принципе каждый ребенок рождается божественным. В течение года он изучает все мироздание и начинает говорить (а мы при этом иностранный язык годами учим и не можем выучить). Вот эти божественные возможности мы в течение жизни утрачиваем. Но вместе с тем ребенок, когда утрачивает божественные возможности, от родителей получает совесть. Иными словами, мы ему приносим знания. Почему слова «бессовестный» и «стыд» стоят рядом? Первоначально стыд произносился как студ, а значит – холод. Когда ты нарушаешь закон вести, то есть совести, ты холодеешь душой, становишься мертвым. Корневая основа смерти – мер, то есть холод. Это однокоренные слова. Если ты нарушил законы, у тебя останавливается кровь. Опять мы возвращаемся к магии слова. Все взаимосвязано. Нельзя рассматривать ни одно явление в отдельности от другого. - Если говорить о религии, какой философии вы придерживаетесь в своих произведениях? - В основе моих произведений философия дохристианского православия. Мы не можем сегодня сопоставить себя ни с прошлым, ни с будущим. У нас разрушено это триединство. И отсюда многие проблемы. - Каким вам видится будущее России? - Я полагаю, будущее России связано прежде всего с духовным возрождением нации. А мы за семьдесят лет научились прятать свои мысли, свои чувства, мы никогда не бываем в обществе откровенными. Мы на площади можем кричать одно, а думаем совершенно о другом. Сначала прятались от коммунистов, потом от демократов. Отсюда озлобленность, раздраженность, особенно у пожилых людей. А если отдельно побеседовать с каждым из нас, то мы оказываемся добрыми и отзывчивыми людьми. Так что если говорить о том, каким образом поправить национальное, то есть духовное здоровье, то прежде всего надо говорить о возвращении в быт откровенности. Сегодня же пока быть откровенным и искренним – значит быть Ванечкой-дурачком. Ведь в нашем народе очень высокий духовно-волевой потенциал. Если вспомнить историю, мы всегда трудно проигрывали, чаще – побеждали. В этом – стержень нашего национального характера. Но мы и это скрываем, нам по каким-то причинам невыгодно это сегодня показывать.
Другие материалы по теме
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/1758119/post64991885/ |