Приходится сказать, что закончившийся Год русского языка не мог прояснить нашей общественности сложность самого понятия Слова прежде всего потому, что (несмотря на множество проведенных мероприятий) мы продолжаем существовать в рамках не просто прежней научной традиции, но в рамках традиционно обыденных представлений о языке – речи – слове. Простой профессиональный вопрос "что есть филология?" ставит в тупик не только моих коллег-филологов, которые привыкли рассуждать о языкознании и литературоведении… Самое тривиальное объяснение звучит на первой лекции для студентов-филологов: филология – это "любовь к слову". Вопрос: к какому слову? Слову как отрезку текста или единице языка? Или к другому Слову, которое воплощает и отражает Слово Божие, и тогда науке придется признать, что филология – это "любовь к Богу", устремление к Духу? Ответа на этот вопрос наука не даёт.
1. Слово человеческое подобно Слову Божию (Святитель Игнатий Брянчанинов). Человек совершенствуется в своем слове и таким образом стремится к обожению. Слово при этом надо понять широко – как любой знак, имеющий смысл. Поэтому знаково, "словесно" молчание, осмыслены и описаны через язык все знаковые формы человеческого существования: музыка, живопись, танец.
2. Слово есть Бог. Бог-Слово творит мир. Словом как инструментом, дарованным Богом только единственному Его созданию – человеку, организуется общество людей. Качеством общественного слова (языка, коммуникаций) проверяется эффективность и благоустройство человеческого сообщества.
3. Слово есть Дух, поэтому и человек призван прежде всего к осуществлению своей личности в высоко духовном. Качеством духовных стремлений просветляется и проверяется всякая человеческая жизнь.
4. Слово есть Любовь, поэтому человек по природе, сотворённой Богом, устремляется к любви, а любовь "словесна", т.е. выразима человеческими поступками, среди которых главные и осмысленные – поступки словесные, речевые. Так, все добродетели и пороки имеют словесное выражение и обычно описываются через словесные примеры.
Теперь определим, что есть семья применительно к Слову. Иерархия ценностей православного человека выстраивается следующим образом: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Бог в совершенстве Его Слова стоит на первом месте, семья, где православный человек прежде всего ищет спасения в отражении Его Слова в собственной словесной жизни, - на втором.
Первые люди Адам и Ева образовали именно семью, которая явилась первоначальным человеческим коллективом. Именно в семье человек начинает свою жизнь. Семейственность свойственна и животному миру, но именно человек придал семье глубокий смысл духовно-словесного единения, которое прибрело особую значимость в православном понимании таинства как получения особой благодати. Сущность православного брака (семьи) применительно к слову необходимо увидеть уже в самом определении семьи:
"Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей"[1].
"Брак есть теснейшее соединение двух личностей в одну плоть, оно включает достижение единства двух и сохранение его в целости, внутреннее срастание, духовное единодушие.
Христианский брак требует постоянного подвига. Нужна взаимная выдержка, терпение, сострадание, любовь, сознание важности благословения Божия и принятых на себя обязанностей, готовность на жертвы"[2].
Очевидно, что эти союз, соединение, достижение единства и сохранение его, срастание и единодушие невозможны вне слова и определенного типа общения, которые не только воплощают человеческую природу (ибо человек "словесен"), но являются основой и сердцевиной семейного инструментария. Выдержка, терпение, сострадание, любовь, жертвенность – всё это категории, которые трудно представить вне заимообщения и человеческого слова, которое должно действовать как выражение божественно-духовной природы человека.
Так, в человеческом слове проявлены основные законы бытия, данные нам в заповедях Господа Иисуса Христа. Первая заповедь говорит о принципиальном устремлении человеческого сердца, которое готовит мысли для словесного общения: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем. Сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф.22, 37-40). Вторая же заповедь "возлюби ближнего твоего как самого себя" говорит об основании правил межчеловеческого общения: ни эрудиция, ни внешняя мудрость, ни знание языков – "человеческих и ангельских" при всем краснословии и многословии не делают человека человеком, если он, по словам Апостола Павла, "любви не имеет", (1 Кор, 13, 1). Очевидно, что именно эти суждения будут положены в основу семейного диалога.
Семья – это общение. От того, на каких принципах строится общение, зависит счастье и благополучие семейного союза. Язык семьи – лишь внешнее проявление того духовного союза, которым скрепляется единство брачущихся, впоследствии мужа и жены, родителей и детей. Но если человек есть существо "словесное", а "в начале было Слово", то в основание человеческой жизни в семейном общении нельзя не положить "слово" в его одухотворяющей Божественной благодати. Если Слово Божье совершенно, то слово человеческое, несмотря на свое "подобие" Слову Божию, влекомо ко греху, и именно грехи "слова" и "языка" разрушают семью и мешают её процветанию. В перечне грехов ясно видна их речевая природа: ибо каждое из согрешений либо прямо указывает на "слово" (злословие, прекословие), либо связано с речевым действием (осуждение, укорение, споры, пересуды, нежеланием уступитьи проч.), либо через недолжные страсти соединено со словом (каковы гнев и ненависть).
Где же искать материал для анализа правил и советов к построению словесного общения в семье? Прежде всего, конечно, в самом Священном Писании: Слове Божием, посланиях Апостолов, сочинениях отцов церкви, святоотеческой литературе. Объем этого материала колоссален, и пока мы довольствуемся основополагающими суждениями, в которых не всегда явно, но имплицитно присутствует мысль о гармонии или трудностях семейного общения.
Так, заповедь "оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене, и будут два в плоть едину", конечно, предполагает не только духовное и плотское единство, но и единство словесно-речевое. Так, Святитель Филарет Московский, указывая на тесную и неразрывную любовь супругов, пишет о "взаимном сообщении мыслей", "всегдашнем собеседовании и неразлучном сожитии"[3].
К сожалению, данный материал не систематизирован, хотя для практических и душеполезных целей достаточно отдельных советов великих духовных наставников – в этом безбрежном море словно омывается каждая читательская душа: прежде всего имеем в виду сочинения отца Иоанна Златоуста, Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, отца Иоанна Кронштадтского и многих других христианских подвижников слова. Возможно, требуется создание некоей симфонии, которая содержала бы как анализ человеческих качеств (добродетелей и пороков), так и словесных категорий. Например, из святоотеческих наставлений выделяются такие тематические категории:
– забота ("заботься о своей жене, как Христос о Церкви" - Святитель Иоанн Златоуст);
– уважение, ласка, почитание ("Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай её, и она не будет иметь нужды в почёте других" - Святитель Иоанн Златоуст);
– великодушие, добросердечие, преданность ("Для каждой жены главная обязанность – устройство и ведение её дома. Она должна быть великодушной и добросердечной. Женщина, чье сердце не трогает вид горя, которая не стремится помочь, когда это в её силах, лишена одного из главных женских качеств, которые составляют основу женского естества" - страстотерпица царица Александра).
Вслед за человеческими качествами необходимо увидеть действия и поступки, которые связаны с речью. Например, утешение: "Умейте утешать, ибо Бог утешает вас самих", говорит Апостол. Или совет, о котором говорится не только в народном благопожелании "совет да любовь!" - кстати, "со-вет" – это совместное беседование (ср. "ветия" - оратор, ведь корень "вет-", имеющийся в словах привет, ответ, завет, навет, означает речь, говорение). Страстотерпица царица Александра пишет: "Нужно советоваться с женой о своих делах, своих планах, доверять ей. Может быть, она и не так, как он, смыслит в делах, но, возможно, сумеет предложить много ценного, так как женская интуиция часто срабатывает быстрее, чем мужская логика"[4].
Или вот о любви и деликатности, которые переплетены с настроениями и чувствами (а последние названы М.М.Сперанским "основаниями красноречия"), и со всеми средствами словесного и несловесного выражения: "В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и всё же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца. Вот совет (и этот совет "научно-риторический" - А.В.): не демонстрируйте плохое настроение и оскорбленные чувства, не говорите гневно, не поступайте дурно. Ни одна женщина в мире не будет так переживать из-за резких или необдуманных слов, слетевших с ваших губ, как ваша собственная жена. И больше всего бойтесь огорчить именно её. Любовь не даёт право вести себя грубо по отношению к тому, кого любишь. Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны"[5]
На семейную речь распространяются как библейские, так и святоотеческие суждения о языке, речи, слове, устах. О языке как источнике всякого зла предупреждают не только Священное Писание, но и многие христианские подвижники. "За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда" (Мф, 12, 36) – разве не праздные, пустые, лишние слова нарушают семейный мир и благоденствие? Тихон Задонский, комментируя эти слова Христа, пишет: "Так много зол язык необузданный делает!.. Аще за слово праздное, кольми за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, поносительное, воздадут ответ. Сего ради так сильно слово Божие увещавает нас к хранению языка: "да будет всяк человек скор услышати, и косен глаголати, косен во гневе" (Иак. 1, 19). Идеи хранения и обуздания языка неоднократно повторяются христианскими подвижниками.
"Филологическое" объяснение феномена семьи будет состоять в том, что семейный диалог есть самый трудный вид словесного общения, поскольку это самый регулярный и многократный тип человеческих контактов. Именно постоянное соприкосновение людей в семье высекает либо искры конфликтов, либо искры и огонь любви и света. Другие типы общения менее сложны как раз вследствие возможности уберечься от "языка" и общения: от работы и неудобных сослуживцев можно уйти на другую работу к другим сослуживцам, от дальних родственников и друзей можно отдохнуть, конфликтное соприкосновение со случайным человеком может быть достаточно быстро забыто. Иное дело семья, требующая постоянной любовной заботы и сердечного внимания, выраженного в слове.
Конечно, ни один научный доклад не даёт окончательного ответа на вопрос: как нужно словом решить ту или иную житейскую ситуацию или проблему. Тем более что семья это не только таинство, но и тайна, закрытое от посторонних глаз и ушей общение. И всё-таки человечество и его лучшие умы поют гимны, слагают стихи, пишут романы, научные исследования, пытаясь отразить и разгадать "сию великую тайну".
Научное исследование могло бы пойти, в частности, и по такому пути: исследование общих правил семейной речи, основанных на добродетелях как качествах характера или доброделании как добрых поступках; затем исследование межличностных отношений (как совокупных: супружеских и родительских; так и статусных: речевых отношений мужа к жене, жены к мужу, отца к сыну, матери к сыну, сына к отцу, сына к матери, отца к дочери или дочерям и т.д.).
Говорить о реальном общении в наших семьях абстрактно невозможно, а проникнуть в святая святых для каждого человека не позволяют как этика, так и элементарный речевой этикет. Семья – закрытое для посторонних глаз речевое образование, и только современная массовая информация искушает недалеких пользователей приходом на телестудию или через газету обсуждать публично личные проблемы. В этом также одна из современных проблем информационного общества. Общество начало жить в условиях информационного бума и не знает, как благодатно использовать новые возможности.
Православие сильно тем, что предлагает совершенно определенный тип семьи, предназначенный для нашего спасения. Какова семья, таково и "словесное" общение в ней. Вот как об этом говорил архиепископ Сергий Пражский в беседе "Подвиг общения":
"Семья, семейная среда, Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения. В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками. Ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся. В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать своё настоящее состояние, быть искренним с самим собою". [6] "Выказываемся" мы, как правило, тем, что высказываемся, а наши грехи и недостатки в своем большинстве представляют речевые поступки или действия.
В заключение приведу слова Иоанна Кронштадтского, в которых сказано о любви и слове: "Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать – и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе. С любовью водворится в доме вашем мир и спокойствие, ибо любовь долготерпит и всё покрывает и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом". [7]
Поэтому нигде как в семье не проявляется так идея спасения: "от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37). Устремимся же к добрословию, избавившись от злоязычия: "Се еси добра, ближняя моя, очи твои голубине!.."
Источник: http://www.pravmir.ru/article_3104.html |