Хочу абстрагироваться от мирового финансового кризиса. Поговорим о мозге, не против? Поскольку я себя не отношу к нейроисследователям, хочу предложить заметку, вышедшую в конце сентября в одном журнале. Читайте (и надеюсь, с большим интересом, все под катом), а пока сделаю небольшое summary: две мысли, первая – способность даже в старости развить необходимые навыки для запоминания, изучения и т.п. новых языков, новой работы и т.д.; вторая – творчество делает нас моложе.
Умный пойдет в гору Неожиданный взгляд академика Бехтеревой на проблему продления жизни Научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья БЕХТЕРЕВА была уверена, что интеллектуальные сверхзадачи могут не только помочь человеку преодолеть физические недуги, но и значительно продлить жизнь. Лекцию на эту тему она должна была читать в сентябре на открытии Всемирного конгресса психофизиологов в Санкт-Петербурге. Однако всего за два месяца до этого события Натальи Петровны не стало. Лекция была представлена участникам уже в "бумажном варианте". "РГ" публикует ее сокращенную версию. Считается, что возраст диктует свои законы. И прежде всего требует от человека различных ограничений. Скажем, пожилые люди нередко говорят: мне слишком поздно учить иностранный язык, осваивать компьютер. Но так ли это? Долголетние наблюдения показали, что, ставя перед собой такие сложные для их возраста сверхзадачи, люди постепенно восстанавливают те возможности организма и мозга, которые казались почти или совсем ушедшими вместе с годами. Надо заметить, что представления о безвозвратной утрате возможностей, и прежде всего творческих потенций, как будто прекрасно подтверждаются морфологическими данными об изменениях в мозге, связанных со старением. На подобной "статистической" основе старения не только организма, но и мозга во многих странах введены социальные возрастные ограничения для работы на определенных должностях, в том числе и в сферах, связанных с умственным трудом. Однако обобщение моего опыта в науке, и в психофизиологии в частности, дает основание утверждать, что творческий потенциал мозга можно увеличить и восстановить, если человек поставит перед собой творческую сверхзадачу. Более того, восстановление творческого потенциала, вплоть до оптимального, реально практически независимо от возраста. Такой ренессанс возможен в принципе, так как на протяжении всей жизни человека его мозг охраняется собственным мощным тренировочным механизмом - тотальной активацией при встрече с каждой новизной. Ренессанс разовьется при "встрече" индивидуума со сверхзадачей. О чем идет речь? Это задача, выполнение которой стало необходимым; либо это то, чего безумно хочется, либо - чего не избежать. При этом результат нель зя купить, нельзя украсть, нельзя даже взять напрокат - сверхзадачу можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями - мозговой творческий потенциал активируется, и постепенно думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Задача, которая еще вчера казалась невыполнимой, становится решаемой. Человек открывает, казалось бы, не просто закрытую, а "забитую" дверь - в свое возрождение, возвращается в свой рабочий возраст. К сожалению, нередко человек, сталкиваясь со сверхзадачей, сразу же сдается, не принимает вызов. Это путь в старость. При решении сверхзадач бессильны стереотипы, нет "матрицы решения", ответ надо каждый раз искать заново, и успех становится победой над устоявшимися за жизнь стереотипами. Мозг при этом активизируется, оказывая позитивное воздействие на себя и на весь организм. "Думанье" приводит к улучшению жизни. Важнейшим механизмом в развитии творческого ренессанса, как я полагаю, является именно прорыв через стереотипы, частичный или более-менее полный отход от них в мыслительной деятельности, при естественном сохранении бытовых стереотипов. При этом в мозге – и одномоментно, и последовательно - вовлекается в работу все большее количество нервных структур. Уточним еще раз: мы говорим о творческих сверхвозможностях мозга человека как наиболее значимых. Ренессанс в данном случае – это восстановление именно творческого потенциала мозга, которое одновременно активизирует биологические возможности. Эликсир творчества В чем же особенность влияния творчества на мозг человека и что в конечном счете могло бы привести к массовому долгожитель ству? Изучение организации и механизмов мозга, связанных с творческими процессами, - самостоятельная задача фундаментальной науки о мозге. Мы ее поставили и разрабатываем в различных аспектах. В данном случае это модель того, что происходит в мозге при решении сверхзадач и выполнении обычных, нетворческих заданий или даже стереотипов. Творчество очень трудно отделить от сопутствующих видов деятельности. И все-таки сочетание психологических подходов и новых технологий изучения мозга позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом. Уже простейшие модельные творческие задачи вызывают дополнительную активацию большого количества зон мозга, а что касается сверхзадач - вероятно, огромного. Это отличает их от нетворческих задач, решение которых может происходить и при использовании стереотипа. Структуры мозга, которые дополнительно активируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и в пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. Некоторые из этих структур обеспечивают эмоции, регуляцию автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д. Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда "умные живут дольше". Оживает мозг, оживает и организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны. Никак не отрицая огромную пользу и необходимость физических тренировок, правильного питания, считаю важным именно сегодня, учитывая тенденции современного мира, подчеркнуть целесообразность направленной активации творческого потенциала мозга. Воспитание сверхвозможностей О сверхвозможностях мозга известно давно. Это прежде всего врожденные свойства мозга, которыми обладают таланты и гении. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются не только творения гениев, а и так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. В жизни не только гения, но и обычного человека временами возникают состояния озарения. В возрасте, который обычно определяется как творческий, не только сверхзадача, но и менее значимый запрос становятся тем толчком, за которым следует развитие процессов в мозге, обеспечивающих решение этой задачи. А много позднее, когда кажется, что "праздник жизни" позади, все происходит более постепенно, почти так, как наращивают мышцы при специальных тренировках. Сверхзадачи могут раскрыть таланты в детстве и юности, изменив все последующее течение жизни. К сожалению, они могут и сломать жизнь незрелого молодого человека, не прошедшего фазу становления, а возможно, и в связи с труднопреодолимыми генетическими факторами. Вместо раскрытия позитивных возможностей могут развиться тяжелый невроз и более серьезные осложнения. Так что встреча юного индивидуума со сверхзадачей может оказаться жизнеопределяющей, но не всегда позитивной. Но я хочу заострить внимание на пожилом возрасте. Здесь, конечно, возможен нулевой вариант - "отказ" от решения, но вот негативный результат маловероятен. Сверхзадача вызывает у такого человека гамму эмоций, причем вряд ли, особенно сначала, положительных. Чаще всего это - "не могу", "поздно" и т.д. Но независимо от первоначального знака эмоций под их влиянием состояние мозга меняется и, как правило, при одновременном развитии положительных эмоций. На этом фоне творческая личность преодолевает захватившие мозг стереотипы и открывает дорогу возрождению, запуская положительную обратную связь "мысль - состояние мозга – состояние организма". Вообще стереотип в жизни - фактор исключительно полезный, ее облегчающий. Например, он нужен во многих работах, требующих точнейшего многократного повторения одинаковых действий. Именно такой тип труда широко используется в высокотехнологичной Японии. Любое отклонение от стереотипа, "улучшение" процесса, по крайней мере первоначально, приведет к браку. Стереотип силен, и на его страже стоят даже базовые механизмы работы мозга. Чем хорош и чем плох стереотип? Когда нужно его подкреплять, а когда преодолевать? Если активно не поддерживать физическое состояние организма, человек автоматически начинает облегчать себе существование, все больше полагаясь на стереотипы. В этом случае мозг главным образом обеспечивает жизнедеятельность на основе так называемых меченых линий. В нем как будто бы прокладываются рельсы, по которым от станции к станции идет взаимодействие между нейронами. То есть вместо богатого выбора путей остается одна дорога. Не используется богатство возможностей мозга, он простаивает. В этом случае и весь организм вместо разнообразного потока позитивных импульсов получает обедненную стандартную последовательность. К сожалению, и "удобная" фаза стереотипов не бесконечна, их матрицы начинают рано или поздно распадаться, а их владелец - забывать, как застегнуть пуговицу, как зажечь газ и, главное, как потушить его! Может быть, эта невостребованность для людей умственного труда даже страшнее, чем для тех, кто занят трудом физическим, у кого стереотипы формируются смолоду, а организм сохраняется за счет ежедневной работы двигательных составляющих. Именно поэтому сверхзадачи и запуск системы "мысль - мозг - организм" особенно необходимы тем, кто всю жизнь занят умственным трудом. Пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества - расточительство, а для личности - почти самоубийство. Конечно, ни сверхзадачи, ни творчество не обещают физического бессмертия, однако активное долголетие при прочих равных условиях реально.
У ученых нет сомнений: творчество полезно всем без исключения, независимо от структуры мозга. Творческий процесс не только дарит радость, но, скорее всего, еще и продляет молодость… Участники 14-ГО Всемирного конгресса по психофизиологии Olympics of the Brain, прошедшего в Санкт-Петербурге, недаром вспоминали недавно ушедшую из жизни Наталью Бехтереву. Научный руководитель Института мозга человека РАН, входившая в оргкомитет конгресса, должна была принимать в нем активное участие. Не получилось - подготовленную ею Почетную лекцию раздали в виде памятной книжечки. Впрочем, стиль выступлений на одном из симпозиумов, посвященном новым направлениям в исследованиях креативного мышления, где ей предстояло бы председательствовать, все равно был праздничным. Настроение подсказывал сам предмет исследования. Ведь речь шла о способах измерить радость творчества. Природа креативности После тренинга в Институте психологии (Университет Граца) группа испытуемых показывала большую активность альфа-ритмов по сравнению с контрольной группой. Нет сомнений, что ученые поставили перед собой непростую задачу. "Появление новой оригинальной идеи - это сложный процесс, - говорит австриец Андреас Финк, исследователь Института психологии (университет Граца). - Вообще-то креативность трудно отделить от других элементов мышления. Сначала вы должны просто сконцентрироваться. На этой стадии идея еще не появилась, значит, креативности пока нет. Затем ваш мозг начинает продуцировать мысли. Но тут же вы сами и оцениваете, насколько они приемлемы, оригинальны, реализуемы и так далее, то есть включаете когнитивное мышление. И тут креативности уже нет". В поле зрения исследователей попадает лишь единственный момент, безусловно связанный с творчеством: мгновенная вспышка озарения, догадка, заставляющая нас воскликнуть: "Эврика!" "Остановить" мгновенье творчества для эксперимента тоже непросто. Представим: человек сидит в лаборатории, опутанный проводами, обклеенный датчиками, - тут не до "эврики". Чтобы настроить его на нужный лад, исследователи изобретают специальные методики. Кто-то предлагает придумать необычный конец знакомой пословице, кто-то зовет помечтать и вообразить дерево, вырастающее до неба, кто-то просит испытуемых нарисовать что-то оригинальное с помощью простых геометрических фигурок или составить рассказ из определенных слов… Общее у всех одно: каждый раз, справившись с творческой задачей, мозг человека сигнализирует о том, что она выполнена, потоком электрической активности с частотой приблизительно в 8-13 герц в зоне так называемых альфа-ритмов. Специалисты расшифровывают самое общее значение этого ритма так: "Я рад". "Мы проводили разные тесты, - рассказывает Ольга Базанова, старший научный сотрудник Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН. - Вот человек сидит с закрытыми глазами. Он слушает задание, напрягает внимание - в этот момент альфа-ритм исчез. Как только он понимает, что решил задачу, или даже просто бросил ее решать, а значит, тоже перестал "напрягаться", альфа-ритм растет. Этот ритм всегда связан с чувством освобождения: "Ура, нашел!" - или наоборот: "А, плевать!" Например, испытуемый выполняет арифметический тест и отнимает от ста по семь. Всплеск альфа-ритма можно найти и на цифре 93, и на 86, и так далее. Если следить за всплесками, можно показать испытуемому маленький фокус - угадать, до какой цифры он досчитал". Наличие альфа-ритмов способно указать на истинное творчество и отделить его от ложного. Ольга Базанова сравнивала по этому показателю высокопрофессиональных музыкантов, исполнителей среднего уровня и непрофессионалов - у людей одаренных электроэнцефалограмма показывала рост альфа-ритма в индивидуальном диапазоне во время исполнения музыки. А вот у непрофессионалов и музыкантов средней руки амплитуда альфа-ритмов, наоборот, снижалась. По этим ритмам сибирские ученые даже научились определять степень потенциальной творческой реализации человека. "Есть люди с "высокочастотными" альфа-ритмами - не в восемь герц, а ближе к двенадцати, - и те, у кого частота этих ритмов пониже, ближе к восьми, - рассказывает Ольга Базанова. - "Высокочастотные" - по жизни отличники. Из них счастливее те, чей мозг обладает большим диапазоном частот. Они способны быстро настроиться на альфа-ритм". А вот высокочастотные отличники, при этом обладающие небольшим диапазоном частот, часто сами себе создают проблемы. Им труднее настроиться на нужный альфа-ритм, и они очень тревожны, поэтому старательны и надежны. Но им не позавидуешь, ведь ими легко манипулировать. Впрочем, с помощью специальных упражнений это качество можно изменить. Ширину диапазона ритмов, как говорят специалисты, вполне возможно развить. А вот "высокочастотность" воспитывается с возрастом. "У детей частота альфа-ритмов ниже - всего три-пять герц", - говорит Ольга Базанова. К старости частота альфа-ритма снижается, однако с помощью несложных упражнений ее можно сохранить и даже восстановить. Кстати, сибирские ученые провели сравнение по этому показателю у мужчин и женщин на трех тысячах испытуемых. Результаты оказались поразительными. Выяснилось, например, что у женщин качества альфа-ритма напрямую зависят от гормонального цикла. На его пике, когда организм готов принять ребенка, растут ширина диапазона альфа-ритма и его высокочастотность. Однако как только цикл идет на спад, женщина слегка "глупеет" - ширина диапазона альфа-ритма и его высокочастотность падают. Как считают исследователи, многие параметры креативности, связанные с альфа-ритмами, можно не только натренировать, но и искусственно усилить - например, с помощью приятных переживаний. Родителям двоечников можно взять на вооружение неожиданные подарки, просмотр карикатур и смешных мультфильмов, просто осознание успеха в выполнении важной и сложной задачи. Однако оригинальность мышления, к сожалению, нельзя "натаскать" - она не меняется ни с гормональным циклом, ни с возрастом. "Она или есть, или ее нет, - говорит Ольга Базанова. - Это генетически наследуемая часть". Благодаря новым методам ученые получили возможность узнать, как зависит успешность работы мозга от его генетики. Прежде всего от его структуры - например, от состава молекул в тканях. Рекс Янг, ведущий исследователь американской исследовательской организации Mind Research Network, уже больше десяти лет занимается этой проблемой. Когда в ход пошли позитронно-эмиссионные томографы, он был одним из первых, кто решил с помощью подобного оборудования погрузиться в тайны живого мозга. "Мы давали испытуемому сахар, обладающий слабой радиоактивностью, и предлагали творческие задачи, - рассказывает Янг. - Во время работы глюкоза поступала прежде всего в те области мозга, которые подвергались повышенным нагрузкам. Так с помощью специального оборудования, фиксирующего радиоактивные метки, мы могли узнать, какие зоны больше всего задействованы в творческом мышлении. Знаете, мы осознали парадоксальный факт - хорошо работающий мозг вовсе не обязательно должен упорно трудиться. Если его структура эффективна, то хорошо - не значит много". На помощь исследователям пришла и магнитно-резонансная спектроскопия. С помощью этого метода можно было виртуальным образом "разобрать" живой работающий мозг на молекулы. Сегодня Рекс Янг уверяет: мозг человека, склонного к креативному мышлению, можно опознать по характерным структурным признакам. У творческих личностей в передней части поясной извилины мозга понижено содержание одной из распространенных аминокислот, н-ацетиласпартата, передние височные доли утолщены, а вот мозолистое тело мозга, наоборот, несколько уменьшено. Творчество и жизнь Как использовать на практике эти знания? Конечно, никто не будет с помощью анатомических обмеров искать среди обычных людей гениев. Но вот по-настоящему эффективное обучение, судя по всему, скоро станет совсем другим. "Существуют оптимальные комбинации состава тканей мозга и активации некоторых его участков, определяющие склонность человека к креативности, - говорит Рекс Янг. - Получается, что одни и те же творческие задачи с легкостью даются одним индивидам и почти недоступны для других. Это истина, к которой уже давно интуитивно пришли школьные учителя. Теперь можно будет узнать сильные и слабые стороны анатомии каждого мозга, чтобы "прописать" ему соответствующую порцию индивидуальных упражнений". Впрочем, у ученых нет сомнений: творчество полезно всем без исключения, независимо от структуры мозга. Доказательству этого факта посвятила последние годы своей жизни Наталья Бехтерева. "Наталья Петровна разработала специальную систему тестов, в которой не было места всегда спорным оценкам результативности творчества, - рассказывает сотрудница группы по изучению нейрофизиологии мышления, творчества и сознания Института мозга человека РАН Жанна Нагорнова. - Ее интересовало прежде всего креативное усилие само по себе, независимо от того, кто его совершает - художник, равный по степени гениальности Леонардо да Винчи, или рабочий, который придумал по-новому прикрутить гайку". Как считала знаменитый исследователь, в жизни каждого "обычного" человека могут быть моменты озарения, благодаря которым "копилка человеческого знания наполняется золотом". Основой такого подхода стало исследование феномена детекции ошибок, открытого Натальей Бехтеревой в 1968 году. Тогда, в 60-х, пациентам при серьезных операциях на головном мозге вживляли электроды, чтобы следить за их состоянием. Однажды, проводя обычное тестирование, исследователь заметила изменение электрической активности в подкорковых отделах головного мозга, которое повторялось при ошибочном выполнении теста. Наталья Бехтерева назвала это явление "детектором ошибок". Позже она показала, что "детектор ошибок" появлялся даже тогда, когда пациент не осознавал, что он неправильно выполнил тест. Постепенно стало ясно, что так был обнаружен механизм адаптации к условиям среды - с его помощью деятельность мозга постоянно оптимизируется, создаются стереотипы поведения. Однако для любого человека наступает момент, когда, по словам Натальи Бехтеревой, он вынужден перейти "от расслабленного и комфортного состояния, связанного со стереотипами, к радости творчества". Потребность в этом возникает всякий раз, когда нужно придумать что-то новое, оригинальное. В этом случае нейронные связи, уже существующие в мозгу, активируются, а также формируются новые. Как выяснилось, при этом задействуется множество разнообразных участков головного мозга. "Это области, имеющие непосредственное отношение к различным аспектам памяти, поведения, речи, пространственной и временной ориентации, особенностей личности, интуиции и предвидения, уверенности, соматосенсорной и визуальной интеграции, вестибулярных функций и функций высшей нервной деятельности", - отмечала Наталья Бехтерева в Почетной лекции, которую она написала к открытию Конгресса по психофизиологии, но уже не успела прочесть. Стоит ли удивляться, что знаменитый нейрофизиолог отводила такую важную роль творчеству в жизни человека? Она считала, что креативная сверхзадача способна даже омолодить наш организм - ведь нейронные популяции полифункциональны, и области мозга, активированные при творчестве, регулируют многие другие процессы в организме, вплоть до функций поддержания постоянства его внутренней среды. Теперь догадки Натальи Бехтеревой предстоит проверить ее коллегам и ученикам. "Нужны серьезные популяционные эксперименты, - говорит директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев. - Сейчас мы вроде бы видим корреляцию: креативные люди действительно живут дольше. Но это еще предстоит доказать. А для таких вещей необходима новая парадигма исследований". И все же один постулат, впервые высказанный Бехтеревой, по-видимому, уже не нужно доказывать. "Креативность мозга вовсе не мистика! - говорит Андреас Финк. - Это объективное явление, которое можно измерять, изучать, тренировать". Ученые уже почти убедили нас, что это так. Впрочем, феномен творческого озарения не был бы самим собой, если бы не подкидывал нам новые загадки, ждущие своего решения. Взять хотя бы исследование мимических мышц лица во время выполнения творческих заданий, проведенное в Институте нейрологических исследований Макса Планка и в Институте системных нейронаук Медицинской школы Гамбургского университета. Сравнив мимику двух групп испытуемых - тех, кто в конце концов догадался, как сделать задание, и тех, кто его не выполнил, - ученые обнаружили удивительный результат. Сигнал о догадке можно было увидеть на лицах участников эксперимента еще до того, как она была найдена! Подобие удовлетворенной улыбки мелькало у тех, кто пришел к результату, когда параметры работы мозга еще не указывали на это радостным потоком альфа-ритмов. Почему, каким образом? Неужели испытуемые могли предвидеть собственную догадку? Может быть, именно здесь находится дверь в таинственную лабораторию мозга, в которой совершается акт творчества? Как в нее постучать? Исследователь, который найдет ответы на все эти вопросы, уж точно воскликнет: "Эврика!"
Категория: Нейрология | Добавил: sveta (17.10.2008)
| Автор: melodelia
Просмотров: 1732
| Рейтинг: 0.0 |
Вы овладеете английским!
Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав "фокус" языка?
Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
И мы верим в Вас, потому что Вы легко научились говорить на языке, который на порядок сложнее английского!
Поэтому более простым и логичным английским Вы овладеете гораздо быстрее и легче! Конечно,если будете делать это правильно, естественным путем - моделируя носителей языка. Руководствуясь при этом не громоздкими правилами, а простыми и понятными визуальными моделями!
Получите бесплатно материалы - подпишитесь на рассылку!
Получите результат немедленно - приступайте к занятиям прямо сейчас!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]