Николай Н. Михайленко: Третий фрагмент сочинения "Как и когда на Земле будет введён общий язык?" Последняя версия статьи всегда на http://mi.anihost.ru -------------------------------------------------------------------------------- Золото интерлингвистики Те, кто думает, что нормальные человеческие искусственные языки не имеют собственной души, собственного характера - ошибаются в силу неосведомлённости. Да, у международных языков простая грамматика, но это не значит, что хорошие языки можно выпекать, как блинчики. Нужна лексическая база, согласованная с грамматикой, а найти такой синтез, такие лингвистические идеи, чтобы за тобой пошли десятки, сотни, а может быть и тысячи последователей, чтобы на твоём языке возникла литература - такое бывает редко, это - исключительная удача! Если мы признаем способность к лингвотворению за невежественной толпой, то почему бы не предположить, что время от времени бог позволяет создавать перспективные языки отдельным харизматическим личностям? И созданный язык несёт отпечаток личности своего создателя ... 1) Volapuk - решительный, прямолинейный 2) Esperanto - вежливо-упёртый 3) Ido - рассчётливо-холодный 4) Occidental - невротически-аристократический 5) Novial - философски-спокойный 6) Basic Еnglish - высоколобый 7) Interlingua IALA- развратно-красивый 8) Neo - изящный, утончённый 9) Glosa - простодушный, детски-наивный 10) Slovio - медийно-торопливый Много придуманных, но мало избранных. Взглянем ещё раз на золотую десятку нормальных человеческих искусственных международных языков и кратенько повторим историю интерлингвистики. В основе всего лежит Волапюк (1879) - отправная точка большого пути, первый проект, прогремевший на пяти континентах, породивший собственную литературу и систему распространения. В Волапюке грамматика регулярная, схематическая, но навороченная: от одного глагольного корня можно образовать тысячи глагольных форм. Слова Волапюка - искусственные, часто представляют собой переделку английских слов. Волапюк породил собственную Академию, которую автор языка Шлейер осудил, как только она встала на путь реформизма. Академия пыталась упростить язык. Договориться не получилось, и вскоре в волапюкской академии под председательством петербургского инженера Владимира Карловича Розенбергера стал разрабатываться новый язык Idiom Neutral (Нейтральный Язык, 1893-1898), в котором очень тщательно отбиралась международная лексика по специальной методе. Искажения не допускались при заимствовании корней. Суффиксы брались натуральные, но использовались они схематично, как и в Эсперанто, поэтому производные слова не совпадали с международными словами. В переписке между членами Академии стал использоваться Идеом Неутраль, а раньше они общались на Волапюке. Сам автор Волапюка, бескомпромисный католический пастор и поэт Шлейер умер в 1912 году. Заменгоф в этих делах не участвовал. В 1887 году он выступил с Эсперанто. Корни слов Заменгоф выбирал интуитивно, стараясь не искажать международно известные слова. Многие суффиксы были им выдуманы, грамматика схематическая и нераздутая, хотя и не минимальная. Всего 16 правил на двух страничках. Попытка ещё сильнее упростить Эсперанто, предпринятая им в 1894 году, была отклонена большинством голосов эсперантистов. В 1903 году итальянский математик и логик Джузеппе Пеано предложил Latino sine flexione - латынь без окончаний. Идея в том, что латинские словари есть во всех странах. Пеано придумал нормализирующую процедуру для заимствовании слов - так существительные брались не в именительном падеже, а в отложительном (аблативе) - на то есть весомые причины. Грамматика сводилась к порядку слов. Собственного словообразования в языке не было. Производные слова предлагалось брать в международной форме, коль скоро они образованы из латинских элементов. Был составлен словарь на 15000 слов. Постепенно в пеановской латыни стали появляться собственные аффиксы, например, множественное число на -s, но таковых немного и они факультативны. В 1907 году в Париже по-инициативе философа Кутюра и математика Ло состоялась очень важная тусовка интерлингвистов, которая подготавливалась ими несколько лет. Решено было рассмотреть все проекты, выбрать лучший и добиться его официализации. К этому времени Эсперанто был в большом отрыве от остальных проектов и многочисленные эсперантисты ожидали полной победы. Основным конкурентом был Идиом Неутраль, как научно-проработанный в смысле международности лексики. Пеано тоже на что-то надеялся, ведь латинских словарей действительно было завались, гораздо больше, чем эсперантистких. Комиссия выбрала Эсперанто, но с дикой оговоркой, что в нём будут сделаны исправления в духе анонимного проекта Идо, за которым, как позже со скандалом выяснилось стоял главный пропагандист Эсперанто во Франции де Бофронт и сам философ Кутюра. В итоге все со всеми переругались и на этом официализация международного языка завершилась. Розенбергер ушел из волапюкской академии и стал разрабатывать натуралистический Reform Neutral взамен схематического Idiom Neutral. Преуспел, нашёл сторонников, но 1918 году умер. Язык его не пережил. Годом раньше умер Людовик Заменгоф - сверхзвезда интерлингвистики Кутюра в 1914 году погиб в автокатастрофе, но до того таки сумел вывести на орбиту Идо. В грамматике Идо следует идеям Заменгофа 1894 года. Имеет схематическую и раздутую систему словообразования. А в подборе лексике подражает "научному" Ideom Neutral, что фактически означает отказ от многих германских корней, ведь романские языки более распространены. Пеано стал президентом бывшей волапюкской академии, которую он переименовал в "Academia pro Interlingua", и энергично распространял свою латынь без окончаний (не настаивая на деталях системы) вплоть до своей смерти в 1932 году. Ну, не желает человечество изучать общий язык ... Что поделаешь? Размножившие ныне психотерапевты в таких случаях советуют искать причину в себе. Если покопаться в себе, всегда чего-нибудь да найдёшь. Вошло в моду говорить, что в международном языке не должно быть ничего такого, что могло бы удивить или озадачить публику, всё должно быть привычно и понятно без изучения. Это направление в интерлингвистике называется - натурализм, в противовес автономизму, типа как у Эсперанто, когда есть собственный движок, своя система словообразования. И верно, бесплатно ничего не бывает. Когда Эсперанто берёт международные корни и приставляет к ним собственные суффиксы, то производные слова далеко не всегда понятны с первого взгляда, без изучения языка. Значит оттого-то народ и не учит Эсперанто в оскорблении чувств. В 1922 году патриарх интерлингвистики, прибалтийский немец фон Валь, придумал систему Occidental, когда не только корни международны, но вроде как и суффиксы и производные слова международны. Беда в том, что этим движком без высшего лингвистического образования пользоваться трудно. А если человек знает кучу языков, зачем ему искусственный? Всемирно известный датский лингвист Отто Есперсен в 1928 году создал международный язык Novial (Новый международный вспомогательный язык), в котором попытался найти золотую середину между Эсперанто, Идо и Окциденталем, чтоб было не очень сложно, но натуралистично. Несколько лет на Новиале издавался журнал "Mondo" (переименован в 1934 году в "Novialiste"). Язык Новиаль эволюционировал в сторону натурализма, конкретно Окциденталя, сдавая суффикс за суффиксом, принцип за принципом. Есперсен умер в 1943 году. А в 1948-ом умер великий интерлингвист создатель Окциденталя Эдгар фон Валь. После второй мировой войны у Новиаля остались лишь изолированные приверженцы. Ну, не желает народ учить международный язык. Никакой. Что поделаешь? Продолжение на сайте "Мир интелингвистики Николая Михайленко"
Источник: http://mi.anihost.ru |