Данное название статьи совсем не случайно. В жизни татарского общества наступил тот момент, когда от теоретизирования нужно переходить к практике. «Но какой практике?» - резонно спросит читатель.
Думаю, что ответом может служить то, как обустроили свою жизнь жители деревни Средняя Алазань в Пензенской области и саратовские татары со своими бизнесменами в условиях города. То есть речь идет об инициативе самих граждан, самоорганизации населения без всяких указаний сверху. (Кстати, пусть читатель задумается, почему эти положительные примеры возникли именно вне границ Татарстана.)
Но это не значит, что мы должны не замечать того, что делают официальные власти нашей республики. У госструктур свои возможности в развитии татар как нации, но они очень ограничены.
Если до 1991 года вертикаль власти в Татарстане была в руках коммунистических «интернационалистов» обкома партии, то сейчас она - в руках космополитической компрадорской элиты. Характер этой элиты не позволяет ей стать авангардом национального возрождения, так как по специфике своих капиталов и роду своей деятельности они своей пуповиной связаны с Москвой и транснациональными компаниями. Главное для них – монополия на финансовые потоки и недвижимость в республике. Что же касается национального момента, то он им нужен лишь для укрепления вышеупомянутой монополии. Все остальное носит в основном декларативный и бутафорский характер. Об этом же говорит и уровень финансирования проектов, связанных с национальным развитием татар.
Если говорить о структурированности нации в целом, то она почти не структурирована. Лишь в рамках Татарстана около 2 миллионов татар каким-то образом структурированы в компрадорскую вертикаль власти, которая лишь отчасти является татарской, а по большому счету она татарстанская. Такая структурированность – и не татарская, и не демократичная, она скорее – авторитарная.
Здесь дело даже не в личностях, таков этот социальный класс со своей чисто монетарной психологией.
Любые его даже минимальные и робкие телодвижения в сторону национального развития надо приветствовать, а бездействие и соглашательство с антитатарской политикой центра критиковать. Они не потомственные фараоны, каждые 5 лет таковыми делаем их мы, избиратели. Нашей генеральной линией должно быть формирование среднего класса, то есть среднего и мелкого предпринимательства, состоятельных работников умственного труда и т.д.
Средний класс невозможно создать указом, в наших условиях это требует не буржуазной революции, а эволюции. Это будет объективный процесс.
Субъективная же сторона этого процесса должна заключаться в том, что количественный рост состоятельных людей должен привести их к осознанию себя как социального класса со всеми вытекающими последствиями. Сейчас эти люди напоминают мне броуновское движение, в котором молекулы никак не связаны друг с другом.
Если говорить без излишнего теоретизирования, наша установка для татар должна звучать так: «Богатейте, размножайтесь и упорно держитесь своего языка и культуры».
Демографический аспект очень важен, так как у нас, как и у русских, наблюдается естественная убыль населения.
В условиях отсутствия собственного государства на убыль татар сильно влияет и политика культурно-языковой ассимиляции, проводящейся российскими властями. Знаковым документом в этом направлении стала написанная клерикально-шовинистическими кругами 800-страничная идеологическая концепция под названием «Русская доктрина». Это своего рода «Майн кампф» XXI века, где черным по белому написано, что среднее и высшее образование должно осуществляться исключительно на русском языке.
Решение Думы о ликвидации регионального и национального компонентов в системе образования РФ словно как раз и опирается на этот опус.
Учитывая, что «Единая Россия» поддерживает подобный курс (об этом свидетельствует голосование ее депутатов в Думе), а вся наша компрадорская элита скопом вошла в вышеупомянутую партию, то тот внегосударственный путь развития татар, о котором я говорил ранее, представляется наиболее вероятным. Да и других вариантов просто нет. Этот путь предполагает опору на деньги, изворотливость, где необходимо, и голую силу, а также корпоративную солидарность татар.
Для осуществления этого следует сделать две вещи:
Во-первых, необходимо каленым железом выжигать из нашего менталитета такое негативное качество, как «юашлык» (по-татарски «робость, смиренность»). В результате 456-летнего московского ига мы все заражены болезнью рабства. Главная черта современного татарина – мимикрия, готовность подлаживаться под других. К тому же некоторые в оправдание своей бесхребетности создали даже целую «философию». Мы, мол, не робкие, а мудрые, гибкие, толерантные и «цивилизованные».
Мы «цивилизованно» потеряли суверенитет, латинский алфавит, а сейчас на очереди потеря языка, а с ним и нации. Как говорится, «докультурничались».
Во-вторых, нужно создать понятную каждому идеологию татарской нации, если хотите, внятную и ясную трактовку татарской идеи, идейных основ татарского национализма.
Некоторые ведут речь о создании из татар «мусульманской нации». Скажу лишь, что для татар это было неактуально уже в начале ХХ века.
Как показывает история, религия как идеология свойственна в основном феодальным обществам, в индустриальном (буржуазном) обществе идеологией является национализм, для информационного характерен либерализм.
Почему в мусульманском мире была такая резкая и массовая реакция на карикатуры на пророка Мухаммада и почему на карикатуры Христа в Европе в общем-то и пальцем не пошевелили? Да потому что человек феодальной формации живет совершенно в другом мире, нежели человек информационного общества. Они говорят на разных языках, так же как люди не понимают муравьев, а муравьи – людей.
По своей экономике, надстроечным институтам и менталитету татарская нация уверенно вошла в индустриальную стадию развития, то же можно сказать и о турецкой нации. А посему нашей идеологией может быть лишь светский национализм.
Но в основе нашего национализма, понимаемого как стремление к всемерному развитию и расцвету нации посредством создания сильного национального государства, развития татарского языка, системы национального образования и модернизации всех областей жизни, должна лежать некая национальная мировоззренческая или оригинальная философская система.
Почему сейчас идеология турецкого национализма переживает сильнейший кризис, и светские структуры власти часто уступают давлению исламистов?
Дело в том, что кемализм как идеология вырос на двух основных столпах: это лаицизм и европейские знания, трактуемые в духе позитивизма. В этой идеологии превалировал политико-правовой аспект, а также идеи строительства и укрепления нового государства. Но в основе кемализма не было своей оригинальной турецкой или даже тюркской мировоззренческой системы или философии, а в исламе есть подобная система, основанная, правда, на вере, а не на научном знании. Это так называемая теософия ислама или спекулятивная религиозная философия. Чтобы не повторять ошибок наших турецких братьев, в основе нашей идеологии должна лежать светская философия.
Есть древнегреческая, немецкая философии, есть американская философия прагматизма, есть русская религиозная философия. Эти системы нам не годятся, та как они не связаны с нашей историей и с нашим тюркским взглядом на мир.
Я предлагаю для татарской нации, да и для всего тюркского сообщества в целом, оригинальную тюркскую мировоззренческую систему или философию под условным названием «тау» (гора) или тауизм. Подробно она была изложена сначала на татарском в еженедельнике «Медени жомга» (№47, 2006 г.), а затем на русском в «ЗП» (№5 - 7, 10, 11, 2007 г.). В Интернете на нее можно выйти, набрав в поисковой системе слова «О философии прототюрок» или в сайте «www.tataroved.ru/institut/islamoved/publ/15/».
Эта философия, если говорить о ней в общих чертах, построена на двух основных постулатах. Во-первых, некогда, еще до возникновения самых известных сейчас на земле древнейших цивилизаций, существовала некая духовно-языковая прототюркская, а может быть, даже прототуранская (к туранцам относятся кроме тюрков, угро-финские народы, монголы, японцы и корейцы) цивилизация. Об этом говорит тот факт, что в языках шумеров, этрусков, американских индейцев, индоевропейцев и семитов обильно рассыпаны тюркские слова, но отнюдь не наоборот. При том, что это влияние прослеживается не только на уровне лексики, но и грамматики, и даже мировоззренческих представлений.
Во-вторых, идея о том, что именно наши предки, прототюрки, являются создателями первого языка на земле (поэтому-то все народы и заимствовали его лексику в свои языки).
Первые слова у всех народов были звукоподражательными. Объект природы (например, птица), издававший звук «ку-ку», обозначался этим звуком («кукушка»).
Но ноу-хау прототюрков заключалось в том, что через ассоциативное мышление они сначала дали название самому важному объекту их жизни - солнцу, объекту, не издававшему звуков, а затем от этого названия через ассоциативное мышление были созданы тысячи других наиболее важных слов.
Глубинное изучение тюркских языков показывает, что их возникновение было связано с метафизическим осмыслением бытия, что наш пратюркский язык образовался не только как утилитарная система для передачи информации, но в большей степени как мировоззренческая система, отражающая взаимосвязь и диалектику этого мира.
Принятие татарской нацией этой философии в свой идейный арсенал будет иметь почти революционное значение для изменения и роста татарского (да и всего тюркского) исторического самосознания, для переоценки роли тюрков в истории.
Задолго до Шумерской цивилизации наши предки были первоучителями человечества. Через Шумерскую цивилизацию они лишь передали эстафетную палочку первоучительства еврейскому народу. Известно, что многие библейские сюжеты построены на шумерских мифах и легендах, а Адам и Ева в Библии еще имеют и параллельные чисто тюркские имена «Ир» и «Ира», что означает «человек мужского рода, то есть мужчина» и «человек женского рода». Окончание «а» в слове «Ира» - это просто семитский показатель женского рода.
Вся греческая философия начиналась с бесед греков с древнеегипетскими учеными, знакомыми с шумерской мудростью.
Если в будущем эта концепция не найдет своего отражения в государственной системе образования Татарстана, мы должны взять ее на вооружение на общинном и общественном уровне. Наши дети должны знать, что они принадлежат к самой древней цивилизации на земле, что они из рода первоучителей человечества. Некоторые народы, возможно, будут оспаривать это, но мы-то знаем, кто мы и откуда, и этого нам будет достаточно.
Эта философия хороша тем, что она носит объединительный характер для всех татар. Ее доисламский и дохристианский характер сможет объединить татар-кряшен и татар-мусульман. Она также может объединить атеистов с верующими татарами. Для атеистов она будет приемлема как светская философия, а для мусульман как философия, не вторгающаяся в догматы веры. Кроме того, эта философия как общетюркская объединяет нас на идеологической основе со всем тюркским миром.
Приведу некоторые факты, которые показывают, как эта концепция воспринимается другими людьми. В кругах научной интеллигенции Турции эта концепция вызвала большой интерес. Турки по своей инициативе перевели и издали ее в международном евразийском журнале «Кардеш Калемлер» («Братские перья») на турецком языке в Анкаре. Сейчас они переводят ее на английский язык для европейского читателя. Когда я объяснял им суть своей концепции, я понимал, что общественная почва уже готова для принятия и взращивания семян нового учения. Люди воспринимают это как нечто совершенно новое и в то же время как плоть от плоти свое, как глоток свежего воздуха.
Турецкие коллеги хотят организовать передачу на эту тему на центральном телевидении Турции с моим участием.
Что же касается роли религии в жизни татарского общества (будь то ислам, христианство или тенгрианство), то главной ее нишей в обществе будет сфера семейных отношений, нравственности и благотворительности. Таково место религии во всех индустриальных обществах. В общественной и политической сферах татарская нация должна быть структурирована следующим образом.
Для связи Татарстана со всей татарской нацией необходимо создание министерства по диаспорам, а также министрам культуры, образования и науки, а также печати и информации нужно придать статус вице-премьеров. Они должны курироваться непосредственно президентом.
Кроме институтов Федеральной автономии татар и Всемирного конгресса татар, на самом низовом уровне (подъездов, домов, микрорайонов) самим населением или активными людьми из населения должны быть созданы татарские общины (махалля), в которых бы происходила татарская общественная и культурная жизнь. После семьи это была бы еще одна более крупная ячейка общества.
Также уже давно созрела и даже уже перезрела идея создания общероссийской политической партии, которая бы отражала интересы татар (а может быть, и всех небольших народов страны), и ее фракции в Думе.
Вот, пожалуй, и все, что хотелось сказать своим собратьям накануне курултая. Буду рад, если что-то из предложенного мною будет учтено в решениях этого большого форума или хотя бы просто заставит задуматься о нашей общей судьбе.
Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав "фокус" языка?
Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
И мы верим в Вас, потому что Вы легко научились говорить на языке, который на порядок сложнее английского!
Поэтому более простым и логичным английским Вы овладеете гораздо быстрее и легче! Конечно,если будете делать это правильно, естественным путем - моделируя носителей языка. Руководствуясь при этом не громоздкими правилами, а простыми и понятными визуальными моделями!
Получите бесплатно материалы - подпишитесь на рассылку!
Получите результат немедленно - приступайте к занятиям прямо сейчас!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]