Повторим: мифологией называется совокупность представлений древних о
сверхъестественных существах, о возникновении, устройстве мироздания в
целом, а также - уже - природы и человеческого общества. Глубинной
сущностью мифологии было представление о порядке, противопоставленном
беспорядку (Космос - Хаос), и о всеобщей иерархии как "вертикальном"
проявлении этого порядка и бинарных и тернарных оппозициях (двоичных и
троичных противопоставлениях) как его "горизонтальном" проявлении.
Мифология существует в виде корпуса устных или устно-письменных текстов
- мифов.
Мифы и предания многих индоевропейских народов были записаны в
достаточно ранний исторический период и благодаря этому дошли до нас в
более или менее полном виде. Из поэм Гомера, произведений других
античных авторов мы можем почерпнуть весьма обширные сведения о
характере и особенностях греческой мифологии. Скандинавские мифы
отражены в древнеисландских литературных памятниках - сборнике
мифологических и героических песней "Старшая Эдца" (известна в рукописи
второй половины XIII в.) и прозаическом учебнике поэтического искусства
"Младшая Эдца" (составлена в XIII в. исландским певцом-скальдом Снорри
Стурлусоном). Арийская мифология (арии, арийцы - название
индоевропейских племен, завоевавших во II тысячелетии до н.э., после
отдаления от древних иранцев, северо-запад полуострова Индостан)
сохранена в древних священных текстах Ведах, некогда передававшихся
устно, а позднее записанных и в той или иной степени повлиявших на
различные индийские религиозные традиции. Древнеиранские мифы (близкие
к ведийским) известны из "Авесты" - священного писания древней религии
зороастризма. К сожалению, ни балтийская, ни славянская мифологии,
сохранявшие много чрезвычайно архаических черт, восходивших
непосредственно к периоду индоевропейской общности, не были в свое
время записаны. Потому, реконструируя их сегодня, мы вынуждены
довольствоваться отрывочными древними свидетельствами и восстановлением
мотивов, сюжетов и даже целых отрывков мифологических текстов на
основании сравнительного изучения данных современного устного народного
творчества, обрядов и верований (т.е. фольклора в широком смысле
слова).
Практически единственными письменными источниками для
реконструкции восточнославянской мифологии оказываются тексты,
написанные как бы извне, из другой системы: различные поучения против
язычества, принадлежащие церковным авторам и содержащие интересные
перечни имен славянских божеств; скупые летописные свидетельства и
вставки в переводные тексты, а также редкие заметки иностранных
писателей и путешественников. Язычество в подобных текстах обычно
представлялось как нечто чуждое, достойное осуждения. Известны также
тексты трех мирных договоров русов с греками (первый был заключен с
князем Олегом в 907 г., второй - Игорем в 945 г., третий - Святославом
в 971 г.), где дружинники-язычники клялись именами своих главнейших
богов. Но основным источником для реконструкции и изучения
восточнославянской мифологии являются многочисленные записи народных
поверий и ритуалов, песен и сказок, заговоров и заклинаний, загадок и
быличек, сделанные фольклористами и этнографами за последние
полтора-два века. Известный этнограф, историк религии и филолог Е.Г.
Кагаров еще в 1918 г. в книге "Религия древних славян" подчеркивал, что
славянскую мифологию следует изучать на основании народной обрядности.
"Я убежден, - писал он, - что из-под покрова народных верований и
обрядов перед нами всплывут при свете научного исследования более яркие
и более правдивые картины прошлого славяно-русской религии, нежели со
страниц летописей, поучений и других литературных памятников, столь
часто сообщающих нам сомнительные сведения. Исследования в этом русле
предпринимали еще ученые мифологической школы в XIX в. Выработка во
второй половине XX столетия новых методов исследования народных текстов
позволила достаточно достоверно восстановить многие черты мировоззрения
древних восточных славян. Эти изыскания связаны с именами Вяч.Вс.
Иванова, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского, Н.И. Толстого и исследователей
его школы. Но не следует забыть, что за современными работами стоит
двухсотлетняя традиция изучения восточнославянского язычества.
Источник: http://lib.babr.ru/index.php?book=3391 |