Об особенностях блоггерских коммуникативных стратегий и дискурсивных практик: ПсихоБлогические заметки
Сообщение 1. "Детские болезни" общения в блогосфере С чем связан интерес психотерапевта к этой теме? Несколько лет я веду блог, по простоте душевной инвестировав в него изрядное количество нематериальных активов - мыслей, эмоций, времени и нервов. Впрочем, и дивиденды получаю, также нематериальные - эмпирический человековедческий материал, весьма интересный профессионально в аспекте психологическом, а порой даже психопатологическом. В силу же старомодного сциентистского взгляда на жизнь, как на лонгитюдный исследовательский проект, я привык анализировать и описывать собственный жизненный опыт в стиле Science faction (faction = facts + action). В русле социопсихобиологического подхода, применительно к блогам, получается несколько направлений анализа: здесь и психоБлогия, и социоБлогия, и даже биоБлогия. Соответствующими размышлениями о том, как с психологической (и терапевтической) точки зрения протекает коммуникация "кириллических пользователей" в блогосфере, я и намерен поделиться с читателями.
Начну с банального утверждения: для общения в блогах характерны те же отличия от обычного, канонического общения, что и для других видов виртуального интернет-общения - и по стилю коммуникации, и по специфическому языку (сленгу), и по особому сетевому этикету (нетикету). Некоторые же из этих отличий выступают более выпукло, и при том - совершенно закономерно, отражая психологические механизмы, стереотипы поведения и мотивы, характерные именно для блогосферы.
В первую очередь, это псевдоанонимность, представляющая собой как бы карнавальную маску. Именно карнавальную, в российских условиях! Ведь наша жизнь - скорее не шекспировский театр западного образца, в котором идет нескончаемый рациональный гидеборовский спектакль, а иррациональный бахтинский карнавал, в котором даже роли непредсказуемы либо перепутаны так, что к нелепостям происходящего действа не стоит относиться всерьез.
С психологической точки зрения, общение в блогах - это всегда вхождение в определенное ролевое состояние, надевание виртуальной "маски" с элементом игры. Такое "игровое" состояние для взрослого человека отчасти напоминает поведение… ребенка. Понимание этого весьма важно для дальнейшего обсуждения, поэтому мы остановимся на нем подробнее.
Итак, псевдоанонимность - это маска, за которой блоггер может спрятать свое публичное лицо, нахлобучив поглубже аватар на глаза, дабы скрыть их лихорадочно-шальной блеск в предвкушении то ли несолидного в реальной жизни детско-тинейджерского озорства, то ли безнаказанного хамства, недопустимого и невозможного в иной среде. Зато, как ни удивительно, при этой внешней маскировке часто обнажается истинное лицо человека, его психологическая сущность - когда не надо притворяться, скрывать под личиной истинные чувства, и можно разрешить себе быть самим собой. Точнее, представляясь виртуальными персонами, люди перестают притворяться внутренне, могут снять со своих плеч груз постоянного лицедейства, который они несут по жизни, и позволить себе высказывать то, что хочется - то, что они действительно думают и о чем в повседневной реальности умалчивают. Ну, а высказаться, как известно - необходимое условие для того, чтобы облегчить душу. Собственно, здесь и кроется одна из причин притягательности виртуального общения, в том числе в блогах. (Даже хамство здесь оказывается более прямым и откровенным, чем в иных условиях…)
Псевдоанонимность в блогах, в отличие от анонимности в форумах, чатах и тому подобных тусовочно-променадных закоулках интернета, связана с тем, что здесь "маска" в значительной мере полупрозрачна. Прочитав комментарий ранее незнакомого автора, всегда можно заглянуть в его блог, по содержанию которого - что сам пишет, что отвечает на комментарии, какие сообщества читает, кто у него во френдах и кого сам зафрендил. Да еще пройтись с искомым ником яндекс-поиском по блогам, дабы полюбопытствовать, что оный юзер пишет в чужих журналах. И хотя в результате не всегда становится о данном субъекте известно, когда родился - где учился - где и с кем живет, но круг интересов, взглядов, привычек обычно оказывается очерчен вполне определенно. И значит, возможно составить ориентировочный, интуитивный психологический портрет владельца блога.
Мы говорим именно о псевдоанонимности, а не об истинной анонимности (хотя и последняя осуществима в ЖЖ) еще и потому, что по большей части ее носитель, блоггер-псевдоаноним подсознательно хочет быть узнанным, деанонимифицированным ("маска, я тебя знаю"). Срабатывает один из механизмов психологической зависимости от публичного признания - примерно так же, как… у серийных преступников, в миру получивших наименование "маньяков" (как правило, это не соответствует официальному психиатрическому диагнозу). На сознательном уровне делая все для того, чтобы остаться непойманными, в то же время подсознательно они жаждут публичности, признания своей исключительности и даже заочно соревнуются друг с другом (правда, в отличие от блоггеров, без официальных интернет-рейтингов).
Здесь наглядно проявляется изначальная двойственность, заложенная в самой природе человека и особенно свойственная нашему соотечественнику ("парадоксальному человеку"), как попытка совместить несовместимое. А именно, получить подтверждение собственной популярности в определенном круге общения (референтной группе), при этом продолжая претендовать на снятие с себя ответственности за сказанное (вспоминая просторечное: "я - не я, и корова - не моя"). Даже в случае, когда личность блоггера доподлинно известна его заочным собеседникам… Даже когда общение с ними регулярно протекает и в реале… Даже когда одно непосредственно совмещается с другим, когда во время интернет-общения собеседники в реале сидят за соседними столами в одном офисе, и обмениваются голосовыми комментариями вдобавок к комментам в блоге… Во всех этих случаях срабатывает психологический "эффект псевдонима", эффект шифровки-маскировки, отождествления с виртуальным персонажем. Можно сказать, такой же, как и психологический эффект темных очков, которыми чаще всего люди пользуются для того, чтобы скрываться не от солнечных лучей, а от проницательных глаз - прячут свой взгляд от собеседника, чтобы он ненароком не прочитал в нем подлинные мысли и чувства.
И каждый раз, входя под своим ником в интернет-дневник, блоггер одевает незримые миру, но ощутимые для него самого воображаемые темные очки… И вместе с ними прочие аксессуары своего виртуального персонажа, в привычном обличье которого общается с другими виртуальными персонажами. Так работает механизм отождествления себя с воображаемым героем, столь знакомый каждому взрослому юзеру по воспоминаниям об играх его детства (не обязательно компьютерных!). Играх, в которых ребенок выбирает идеальные образы, примеривает их на себя, представляет, "делать бы жизнь с кого". И буквально "делает себя", поначалу в своем воображении. Такое конструирование реальности, вначале игровой, затем ложится в основу реального конструирования себя - и "конструирования социальной реальности".
Этот геймерский механизм отождествления-фантазирования не случайно напоминает детскую игру. Жизнь - она ведь тоже, как вы помните, игра… Блогосфера в этом смысле выступает как наглядная модель детских игр со взрослой реальностью. Пользователь погружается в интернет-общение настолько, что на мгновение забывает об окружающей реальности - так же, как это делают дети - входя в образ своего виртуального персонажа, будь то "благородный рыцарь", или "прекрасная принцесса", или "леденящий ужас, летящий на крыльях", или "самый суперпуперкрутой суперэксперт", или даже "король Гишпании". (Некоторые блоггеры порой "заигрываются", забывая "выйти из образа" при возвращении из виртуального мира в реальный. Это встречается не только в сообществах ролевиков, или любителей фэнтези.)
Во всем, описанном выше, несомненно есть элемент регрессии, психологического "возврата в детство". А регрессия, в свою очередь, оказывается универсальным "золотым ключиком", открывающим доступ к берущим начало в детстве важнейшим психологическим внутренним резервам, высоко ценимым в зрелом возрасте - что собственно и делает времяпрепровождение в блогосфере столь притягательным. Здесь и интерес к новому (детское любопытство на взрослый лад, заинтересованно-оптимистичный взгляд на окружающий мир "как в первый раз"), и креативность (детская безграничная способность к творчеству, фантазии и нестандартность мышления "глазами и устами ребенка"), и коммуникабельность (детское обаяние, непосредственность и общительность).
Итак, мы приходим к пониманию, что вне зависимости от того, сколь серьезны обсуждаемые в блоге темы, блоггер отчасти ведет себя как "взрослый ребенок", включаясь в дискуссию, как в коллективную игру. Даже если он при этом "жжот не по-децки", то на самом деле, действует именно по-детски. Обсуждая рациональные вопросы, часто оказывается ведомым не логическим, а эмоциональным мышлением. И потому действия его нередко оказываются нерациональны, нелогичны. Так же, как ребенок увлеченно играет - а потом вдруг бросает надоевшую игрушку, так же порой и владелец раскрученного блога, вкладывавший в него всего себя, на протяжении месяцев или даже лет, может вдруг разочароваться и "уйти, хлопнув дверью". А именно, закрыть блог и стереть весь его архив, "убить" своего виртуального персонажа - такой виртуальный аналог суицида - блогоцид, обязательно демонстративный. Он напоминает реальное суицидальное поведение детей и подростков, представляющее собой неразумный протест против родителей или "обиду на весь мир", в наивно-детском стремлении убежать от "одиночества среди людей". Так же по-детски ведет себя и разочаровавшийся блоггер, особенно если ощущает себя одиночкой, противостоящим окружающему враждебному миру, и не чувствует свою связь, сопричастность с другими блоггерами, их поддержку.
Кстати, подобное поведение в ряде случаев оказывается еще и способом привлечь к себе внимание. Ведь в блогосфере все происходит так же, как и в обычной жизни людей творческих, создающих произведения искусства (к коим в интернете может быть приравнен креативный контент). После "смерти", окончательной или обратимой, по аналогии с "клинической смертью" (временное приостановление, "заморозка" блога - suspend), результаты их творчества - блоги, виртуальные персонажи - могут становиться более известными, чем "при жизни" (suspend-PR).
Впрочем, "блогосуицид", или добровольная самоликвидация блога - событие все же редкое. А вот другие формы поведения, которые также основаны на внутренней "детскости", продиктованы инфантильными мотивами незрелой части личности (т.н. "внутренним ребенком"), встречаются в блогах сплошь и рядом, почти в каждом посте, чуть ли не в каждом комменте. Можно сказать, что для непрофессиональных блоггеров эти психологические механизмы являются доминирующими в их увлечением блоготоворчеством и общением в блогах. (Для профессиональных же блоггеров целенаправленное, технологизированние использование подобных механизмов становится рецептом успешного продвижения.) Условно можно назвать различные формы такого "децкого", или псевдо-детского поведения, своего рода "детскими болезнями" блоггеров. Конечно, "болезнями" в смысле психологическом, точнее социально-психологическом, поскольку они продиктованы образом жизни современного общества с его возрастающей и всепроникающей инфантилизацией, и порождаются распространенными социокультурными, поведенческими стереотипами. Общение же в блогах является для носителей подобных "болезней" способом если не "лечения", то хотя бы временной, провизорной компенсации своих личностных проблем.
Наиболее распространенные варианты, или ТОП-10 блоггерских взросло-детских стереотипов поведения, таковы.
1. "Детский лепет". Или, в терапевтических терминах - псевдокоммуникация, нарциссическая логорея, вербальный эксгибиционизм. Сиречь пустопорожнее резонерство и назойливо-бесцеремонное словоохотливое комментаторство, "встревание" во все посты подряд и в чужие треды (нар. "в любой бочке - затычка"). Смысл подобного поведения - не коммуникация, а психологическая защита. Цель - не сообщить нечто важное для собеседников, а лишь получить нечто важное для себя, а именно, обратить на себя внимание. В основе такого стиля коммуникации лежит наивный детский эгоцентризм (для некоторых эпатажных блоггеров, находящихся в самом-самом топе - наверное, главный мотив ведения дневника).
Когда 4-5-летний малыш на детсадовском утреннике или домашнем празднике по-детски непосредственно демонстрирует взрослым свои компетенции, то естественно и получает "дозу" признания публики в виде похвал, аплодисментов и шоколадок. Ребенок наивно полагает, что он действительно "заслужил" свою награду - а если бы не справился, то оказался бы ее недостоин. Так формируется стереотип условного принятия: чтобы тебя заметили и похвалили - надо обязательно показать, что знаешь (чужие) умные слова, а при случае можешь еще и спеть, и сплясать… Благодаря настойчиво-педагогическим усилиям взрослых, у ребенка образуется устойчивый условный рефлекс, по классической схеме: просьбы (или подзатыльник) взрослых (стимул) - демонстрация (реакция) - конфеты, поощрение (подкрепление). В дальнейшем же, в зрелом возрасте, когда он из объекта педагогики становится субъектом (как ему кажется), подобный стереотип поведения практикуется по собственной инициативе (рефлекс становится оперантным): "Ну посмотрите же на меня!". По сути, "внутренний ребенок" хочет, чтобы его заметили и похвалили авторитетные "взрослые". В том числе - в блоге.
2. "Детское подражание", или интеллектуальная несамостоятельность, блоггерские перепевы с чужого голоса (в терапевтических терминах - отождествление). Речь не столько о "баянах", копипастинге и использовании чужого контента - сколько об использовании чужого мнения, чужих мыслей. Именно так ведет себя человек, внутренне неуверенный, который на публике чувствует себя застенчивым ребенком в окружении взрослых. Так же и блоггер, "выходя в люди", виртуально, порой борется с реальной закомплексованностью, неуверенностью в себе.
Первый вариант условно можно назвать: "И мы читали". В интеллектуальных дискуссиях в блогах это нередко проявляется в форме навязчивого цитирования: "А вот ХХХ сказал по этому поводу YYY." Причем по любому поводу, буквально "ни к селу, ни к городу", так, что цитирование становится привычной формой сообщения (в средние века это именовалось схоластицизмом, а во времена господства истмата, диамата и научкома - догматизмом и "начетничеством"). Таким образом канализируется желание высказаться при неимении собственных мыслей - путем использования для этой цели мыслей чужих, невозбранно заимствуемых. Психологически - детское "отзеркаливание", когда ребенок механически повторяет "взрослые" слова, не понимая их действительного смысла.
Еще один вариант - "синдром местечковости" блоггера, будь то, к примеру, непонятый и непринятый ближайшим окружением шупашпарский мыслитель или окуневский мессия. Его неуверенность в себе, подпитываемая негативным личным отношением ближайшего социального круга, переносится и на общение в широком внетерриториальном, виртуальном круге общения, будучи связана с представлением о "провинциализме" (как правило, мнимом; чаще здесь можно говорить о перфекционизме). Помимо личных причин (дизонтогенез, то бишь "тяжелое детство", "подавляющие" родители, учителя и прочие народные воспитатели в жизненных "университетах"), такая неуверенность может иметь и причины псевдо-объективные, связанные с традиционным территориальным социо-культурно-экономическим неравноправием пользователей "зоны.ру", подсознательно экстраполируемым из реального мира в виртуальный.
Так, что в представлении некоторых "периферийных" блоггеров личные журналы как будто бы несут на себе скрытые ярлыки кастовости. Этакие сигналы, незримые для большинства, но различимые для посвященных: "столичный блоггер" и "провинциальный блоггер", "признанный интеллектуал" и "интеллектуал самозваный, непризнанный", "заслуженный интеллигент России" и "интеллигент 2-го сорта". А дальше - что страдальцы ожидают, то и получают. И сталкиваются с интеллектуальным снобизмом, с репликами наподобие: "Уже перестали пить по утрам?" или "Что пьете? В провинции умным натурам положено пить. Читайте классику." (На самом деле, незримая плоскость разделения, диссекции существует. Но проходит она совсем иначе, не в территориальном измерении, а в генеративном - разделяя блоги на креативные, авторы которых высказывают собственные оригинальные идеи, и репродуктивные, воспроизводящие чужие идеи в новом пересказе. Так сказать, интеллектуальный second hand, second mouth, и главное, second brain.) В позитивном же контексте этот же механизм преодоления разделения "центр-регионы", участия в интеллектуальном сообществе (экспертном, креативном), может служить конструктивным целям, становиться мотивом формирования представительных интернет-сообществ.
И хотя информационное пространство интернета по сути едино, в нем нет территориальных барьеров, но в головах отдельных блоггеров есть разделительные барьеры, шлагбаумы и "красные флажки", будто бы отрезающие их от остальной публики ("Доступ разрешен только для привилегированных пользователей"). Это именно тот случай, когда некоторый виртуальный феномен, существующий лишь в головах некоторых людей, тем не менее реально влияет на их поведение - порождая стремление спрятаться от ожидаемых упреков и стрел критики, прикрыться чужим авторитетом, как щитом. Символически - спрятаться от детской робости, то бишь комплекса неполноценности, за спину родителей, или замещающих их авторитетных фигур. Крайней степенью проявления являются различные аналоги "отождествления с агрессором", или психологического "стокгольмского синдрома". В масштабах интернет-сообществ данный механизм приводит к формированию "послушно-агрессивного большинства", моббингу-троллингу, а на уровне индивида - к мазохистическому, самоуничижительному поведению.
3. "Детское упрямство", или непреклонно-несгибаемое утверждение правоты собственного мнения, наперекор любым утверждениям собеседника. В психологических терминах - негативизм, в интернете известный также как феномен "полярного ответчика". Это не просто защита собственного мнения, а его нелогичное отстаивание с "непрошибаемой" аргументацией: "Потому что я так сказал!" Даже несмотря на очевидность неадекватности, тупиковости и "косяковости" оного мнения: "Все равно этого не может быть - потому что не может быть никогда".
Сюда же примыкает "детский протест", или возражение, реализуемое в деятельности. На языке психотерапии - реактивное образование, или стремление сделать наоборот, пойти против чужого мнения, даже коллективного - как против течения. Именно эта деятельность по противостоянию окружающим и оказывается притягательна, как наивно-детское самоутверждение.
4. "Детское послушание". Иначе говоря, поиск авторитетов, образцов для подражания, по аналогии с непререкаемо авторитетными (было такое время, поначалу) фигурами родителей. Освобождаясь постепенно, по мере роста от психологического давления родителей, приобретая самостоятельность, человек "обрастает" новыми социальными связями и психологическими привязанностями. Именно они, играя роль внешних "опор", помогают человеку в процессе взросления избавляться от детско-родительской социальной и психологической зависимости, в то же время выступая ее субститутами.
Оказывается, несмотря на нигилизм постмодерна, его тотальное отрицание всех и всяческих авторитетов, стремление их "похоронить", что авторитеты все-таки необходимы человеку. Вначале - в детстве, для правильного психического развития, чтобы потом не было проблем в зрелом возрасте, ...дцать лет спустя. В зрелом возрасте - для того, чтобы продолжать оставаться человеком. Вслед за Фрейдом, не сговариваясь, это единодушно подтвердили Ф. Рифф и С. Зонтаг. Подобная психологическая опора на авторитеты необходима не только для индивида, но и для общества в целом (как расширенного аналога семьи). Иначе возникает регресс, уже не только индивидуальный, но и коллективный, социально-психологический - своего рода инфантильность на уровне общества, превращающегося в скопище цивилизованных дикарей ("на лицо прекрасные, дикие внутри"). Не имея твердых моральных основ, они оказываются способны опускаться до животно-зоологического варварства - или по крайней мере до известного "нового средневековья".
То же самое мы видим и в массовой культуре, и в блогосфере. В целом популярность топовых блоггеров, становящихся "лидерами мнений", отражает подсознательный "детский" поиск авторитетов, заменяющих "всезнающих и всемогущих" родителей.
Категория: Психология. | Добавил: sveta (12.04.2010)
| Автор: Марк Сандомирский
Просмотров: 2310
| Рейтинг: 0.0 |
Вы овладеете английским!
Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав "фокус" языка?
Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
И мы верим в Вас, потому что Вы легко научились говорить на языке, который на порядок сложнее английского!
Поэтому более простым и логичным английским Вы овладеете гораздо быстрее и легче! Конечно,если будете делать это правильно, естественным путем - моделируя носителей языка. Руководствуясь при этом не громоздкими правилами, а простыми и понятными визуальными моделями!
Получите бесплатно материалы - подпишитесь на рассылку!
Получите результат немедленно - приступайте к занятиям прямо сейчас!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]