1. Использование эмоционально-образной памяти
Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.
Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. К этому мы еще вернемся, когда будем рассматривать приемы параллельного повторения. А пока сосредоточимся на том, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше — кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.
Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.
При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.
Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.
Еще один прием, влияющий на качество запоминания, — это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» — она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.
При использовании ассонанса или аллитерации концентрация нужного звука возникает в одном или в нескольких ограниченных участках информационного блока . Можно, однако, поступить иначе — подобрать слова так, чтобы определенный звук встречался в данном тексте в среднем чаще, чем обычно, причем он может быть распределен по всему тексту практически равномерно . Исследования показывают, что наше подсознание чутко откликается на такое статистическое отклонение от нормы, хотя сознательно мы его обычно не замечаем (см., например, книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл»).
Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия (как вы понимаете, наличие нужной буквы не всегда совпадает с наличием нужного нам звука).
Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.
В стихотворении «Ната в комнате» (с.24) главный прием — сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».
Раз Ната в комнату вошла, И букву «А» она нашла. Там буква «А» попала в плен Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» — слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов. Это тоже имеет отношение к параллельному повторению, речь о котором впереди.
Другой прием — нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». (стихотворение «А лопата лопнула!», с.29).
Шёл на дачу в выходной Я с лопатой надувной - Хоть до дачи далеко, С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато: Раз! — и лопнула лопата!
Без «приемного родственника» не обошлось и здесь — слово «лопнула».
Для запоминания слова «маляр» («Маленький маляр», с.30) одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.
Как-то краской красил шар Очень маленький маляр. Был маляр росточком мал, Со стремянки он упал.
Со стремянки вниз упал, В букву «А» рукой попал. В букве «А» рука застряла, А ему и горя мало:
«Ну и что, что я упал? Ну и что, что ростом мал? А зато я красил шар, Потому что я маляр!»
В некоторых случаях для одного словарного слова в книге приводится два варианта информационного блока: так, слово «картина» (с.22) обыграно сначала в шараде, а потом в стихотворении с «приемным родственником»; слово «овощи» (с.37) представлено в виде каламбура (овощи — "О" во щи), и в виде ребуса; слово «столица» (с.53) встречается в сюжетном стихотворении и в ребусе на основе числа 100. (Кстати, обратите внимание, что на основе ребусов с числами можно запомнить написание многих слов: 100ловая, про100, 40а и т.д.) Приведенные варианты позволяют детям как с образным («аудиалам», «визуалам»), так и с логическим типом мышления, выбрать себе подходящую «зацепку» для памяти.
Очень удобная «зацепка» для памяти — каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» (с.15). Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.
Взгляни скорей на горизонт: Там между гор увидишь зонт! На солнце зонт горит огнём, Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт». Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Можно привести и другие примеры, но думаю, Вам будет интересно самим отыскать, какие из перечисленных выше приемов использованы в каждом конкретном информационном блоке.
-----------------------------7d833c28105b6
Content-Disposition: form-data; name="sort"
50
Другие материалы по теме
Источник: http://www.metodika.ru/?id=82 |