Филолингвия
Пятница, 19.04.2024, 14:00
Приветствую Вас Гость
 
Главная страница Информация о сайтеРегистрацияВход
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Новости
  • Каталог статей
  • Рейтинг статей
  • Каталог ресурсов
  • Каталог ссылок
  • Как выучить английский
  • Форум
  • Фотоальбом
  • Рефераты по языкам
  • Гостевая книга
  • TOP 100
  • Методы.
  • Методики.
  • Новости языков
  • Новости английского
  • Прямой эфир.
  • Доска объявлений
  • Гостевая книга
  • TOP 100
  • Категории каталога
    Лингвистика [139]
    Филология [6]
    Грамматика [66]
    Лексика [68]
    Фонетика [22]
    Психология. [184]
    Нейрология [75]
    Философия [4]
    Психолингвистика [41]
    Педагогика [184]
    Дидактика [4]
    Лингводидактика [11]
    Текстология [3]
    Интерлингвистика [6]
    Лингвокультурология [231]
    Логопедия [2]
    Этология [12]
    физиология [5]
    Этимология [99]
    Сленг [12]
    Морфология [1]
    Семиотика [2]
    Сейчас на сайте
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    С днем рождения!
    euroosvita(25), NightWish(36), Astronom(29), hhhhhhhhhhhh(33), RAMA(34), beon(30), alore(48)
    Сегодня сайт посетили
    Система Эффективного Самостоятельного Изучения Языков
    [06.02.2019]
    Прекращение поддержки домена filolingvia.ru (0)
    [14.08.2018]
    Английский без правил! (1)
    [13.08.2018]
    Прогнозирование - это не чудо, а технология или зачем искусство стратегии тем, кто учит английский язык? (0)
    [08.03.2018]
    Тридцать два самых красивых английских слова! (0)
    [06.01.2018]
    Доброе Поздравление - 2018 от Студии Языков (0)
    [23.11.2017]
    Набор для игры "88 8опросо8" с глаголом "to buy" (0)
    [20.11.2017]
    Pushing the button - Динамика действия в реальности (0)
    [15.11.2017]
    Скачать Бесплатно Лингвокарты (0)
    [15.11.2017]
    В четверг, 16 ноября, 19.00 МСК - Интерактивная Лингвокарта. Виталий Диброва представляет новый мастер-класс на Марафоне. (0)
    [15.11.2017]
    В четверг, 16 ноября, 19.00 МСК - Интерактивная Лингвокарта. Виталий Диброва представляет новый мастер-класс на Марафоне. (0)
    [23.09.2017]
    Говорящий тренажер с "живой" Лингвокартой на 2-х языках (0)
    [20.09.2017]
    ТАВАЛЕ фестиваль: 13 - 22 октября 2017 в Харькове. Студия Языков на крупнейшем фестивале тренингов и методов развития человека! (0)
    [15.09.2017]
    You'll get the power! (0)
    [11.09.2017]
    10 лайфхаков для изучения английского каждый день (1)
    [07.09.2017]
    Прямая Линия Поддержки. (0)
    [07.09.2017]
    Второе занятие. “Лингвотренажеры - быстрый путь к беглой речи”. (0)

    Начало » Статьи » Науки. » Педагогика

    Параллельное повторение.

    Параллельное повторение

    Всем педагогам известна древняя истина:

    ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ!

    Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается материал с первого раза — приходится повторять; забывается материал на следующий день или чуть позже — приходится повторять.

    Но всем ученикам известна и другая древняя истина:

    ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ МУЧЕНИЯ!

    Ученик снова и снова перечитывает информационный блок, например, правило, пытаясь запомнить его. Таким образом, повторение у него зачастую сводится к зубрежке! Это быстро утомляет мозг, вызывает отрицательные эмоции и образование стойкого условного рефлекса: повторение — это плохо, это скучно. А отсюда недалеко и до другого условного рефлекса: всякое учение — это плохо, это скучно до головной боли!

    Но ведь на самом деле все это не так: учение способно доставить настоящее наслаждение, просто ученик еще не научился извлекать из этого процесса положительные эмоции, а его уже оглушил водопад отрицательных, вызванных нудным повторением! Конечно, многие ученики постепенно преодолевают этот барьер по принципу «терпение и труд всё перетрут», но, к сожалению, далеко не все из этих «многих» находят за этим барьером радость познания. Для большинства из них все ограничивается пониманием слова «надо»… А ведь ученик, почувствовавший эту радость — каждый день узнавать и понимать что-то новое — это уже совсем другой человек! Это не просто материал, не просто глина под пальцами педагога, а его полноценный сотрудник, который сам помогает ему в процессе своего обучения, сам ищет и находит новые способы усвоения знаний.

    Давайте попробуем разобраться, что тут можно сделать.

    Из физиологии известно, что многократное воздействие на живой организм одного и того же раздражителя приводит к ПРИТУПЛЕНИЮ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ЭТОТ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. Обычное, последовательное повторение материала — это именно такой, многократно действующий раздражитель. Возникает противоречие: повторение необходимо для усвоения материала, но оно же и вредно для усвоения материала!

    Первый способ устранения этого противоречия мы уже рассматривали выше: в ряде случаев удается перейти к «мгновенному» запоминанию, если возбудить эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления — повторение становится ненужным. Этот механизм достался нам еще от далеких предков, живших в джунглях: если бы нужно было повторять несколько раз, что тигр или змея опасны, а апельсины съедобны и вкусны, то наши предки просто вымерли бы, а вопрос о повторении некому было бы сейчас обсуждать.

    Второй способ, вовсе не исключающий первого, а наоборот, на него опирающийся, это переход от последовательного (раз за разом) к параллельному (одновременному, очерченному границами данного информационного блока) повторению. Для этого необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой — но не обязательно только они!) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.

    Применительно к изучению словарных слов это могут быть:

    сюжет, аллитерация или ассонанс, артикуляционное выделение ключевого звука, насыщение блока нужным звуком и так далее — по слуховому каналу;

    выделение ключевой буквы цветом в тексте, фигурные стихи, придание предметам на рисунке формы ключевой буквы, графический сюжет (в частном случае он может даже не совпадать сюжетом текста), насыщение текста нужной буквой и так далее — по зрительному каналу.

    Рассматривая рисунок и текст как единый информационный блок, мы видим, что повторение материала имеет место, но не последовательное (несколько раз после первого ознакомления с данным информационным блоком), а параллельное (в момент первого ознакомления с блоком). Часто именно это и приводит к усвоению материала с первого предъявления информационного блока.

    К сожалению, современный человек для усвоения учебной информации использует, как правило, только два канала: зрительный и слуховой. Совершенно не используется тактильный канал восприятия — а жаль, тактильные ощущения хорошо запоминаются. Можно было бы, например, использовать тактильные ассоциации при изучении букв в детском саду (сделать макеты букв с покрытием из материалов разной фактуры: шершавое покрытие для буквы Ш; нежное и мягкое, пуховое для буквы Х; гладкое, стеклянное для буквы Л; неровное, рифлёное для буквы Р и т.д.). Давным-давно забыто использование канала обоняния для запоминания информации, а ведь еще летописцы древних инков носили при себе целый набор пахучих веществ и, когда хотели запомнить происходящее, доставали одно из них и нюхали. Потом достаточно было понюхать то же самое вещество — и в мозгу всплывали во всех подробностях пережитые события. Как показали современные исследования, воспоминание об отдельно взятом изображении затухает через несколько часов или дней, а память о запахе может существовать целый год, а может, и не один. Представляете, какой огромный резерв памяти остается незадействованным? Но вернемся к стандартным каналам передачи информации — зрительному и слуховому.

    Если теперь снова вернуться к рассмотренным примерам, легко увидеть, что параллельное повторение в том или ином виде присутствует в каждом из них.

    Проанализируем подробно еще один пример — стихотворение «Газированная газета» (с.13):

    Что случилось тут у нас?
    Из газеты вышел газ!

    Словно снег газета тает
    И по ветру не летает!
    Меньше марки стала эта
    Очень странная газета!

    Все решим проблемы разом:
    Мы её наполним газом!

    — Газированной газете
    Газ нужней всего на свете?
    — Нет, сказать я должен, ей
    Буква «А» всего нужней!

    По каналу слуха находим здесь следующие приемы параллельного повторения:

    • использование забавного, нелепого сюжета — газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;
    • использование «приемного родственника» — слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;
    • «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);
    • непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).

    По каналу зрения:

    • забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух ( включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);
    • насыщение текста букв ой «а»;
    • выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом (этот способ, конечно, эффективен тоже лишь в совокупности с другими).

    Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем это повторение вовсе не эквивалентно семикратному чтению слова «газета», а гораздо более эффективно, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока , можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой ассоциативной сети (не цепочки, а именно сети, поскольку в ней каждый элемент может быть связан с каждым!).

    Еще один пример — «Сорочий юбилей»:

    Сороке нынче сорок лет,
    Она для всех даёт обед.
    Потом даёт она обет
    Не кушать целых сорок лет!..

    Да, быть обжорою — беда!
    Зато вам хватит срока,
    Чтобы запомнить навсегда,
    Как пишется «СОРОКА»!

    Здесь по каналу слуха имеем:

    • использование забавного, нелепого сюжета;
    • использование «приемного родственника» — слова «сорок», где нужный звук отчетливо слышен;
    • «насыщение» текста звуком [о].

    По каналу зрения:

    • забавный графический сюжет;
    • в надписи на торте используется двойное истолкование символа "О" — как буквы "О" и как цифры «ноль»;
    • насыщение текста букв ой "о";
    • выделение буквы в слове жирным шрифтом .

    Итак, мы снова получили семикратное параллельное повторение информации о непроверяемой орфограмме в слове «сорока».



    Другие материалы по теме


    Источник: http://www.metodika.ru/?id=82
    Категория: Педагогика | Добавил: tivita (29.07.2007) | Автор: В.В.Агафонов
    Просмотров: 2985 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |
    Вы овладеете английским!
    • Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав "фокус" языка?
    • Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
    • Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
    Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
    И мы верим в Вас, потому что Вы легко научились говорить на языке, который на порядок сложнее английского!
    Поэтому более простым и логичным английским Вы овладеете гораздо быстрее и легче! Конечно,если будете делать это правильно, естественным путем - моделируя носителей языка.
    Руководствуясь при этом не громоздкими правилами, а простыми и понятными визуальными моделями!


    Получите бесплатно материалы - подпишитесь на рассылку!
    Подписка на рассылку
    Никакого спама, гарантируем!


    Получите результат немедленно - приступайте к занятиям прямо сейчас!

    Получить Лингвокарты
    Никакого спама, гарантируем!

     


    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Подпишись на RSS ленту
    RSS лента
    Форма входа
    Рекомендуем
        

    Друзья сайта
    Статистика
    Прямой эфир
    Copyright Filolingvia © 2007-2009
    Сайт управляется системой uCoz