Ян А́мос Ко́менский (в России часто произносят с ударением на второй слог: Коме́нский) (чешск. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, общественный деятель.
Содержание [убрать] 1 Биография и деятельность 2 Философские воззрения 3 Сочинения Коменского 4 Литература
Биография и деятельность Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка ("Сокровищница чешского языка", 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав "Великой дидактикой" (1633-38), подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении "Единственно необходимое" (1668).
[править] Философские воззрения
"Мир чувственных вещей в картинках"По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.
Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.
Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь.
В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в "Пампедии" есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
[править] Сочинения Коменского Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, 1969—-1971 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, 1970: в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, 1892—1897 Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1—2, М., 1902—1911 Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—1941 Избр. педагогические сочинения, М., 1955 Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768
[править] Литература Красновский А. А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959; Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959; Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970; KvačaIa J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892; Heyberger A.. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d 'éducation. P., 1928; Novák J., Hendrich J., J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932; Kopecký J., Patočka J., Куrašek J., J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957; Kurdybacha Ł., Działałnošć Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957; Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna rocznica powstania Gimnazjum_ i w trzechsetna wydania "Opera didactica omnia" J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław - Warsz., 1957; Soupis del J. A. Komenského v ćeskoslovenských knihovnách, archivech a museJich, Praha, 1959; Schaller K., Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962; "Acta Comeniana", Archiv pro bádání о životé о díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969; Floss P., J. A. Komenský. Od divadia věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970; Kožik F., Svétlo v temnotách. Bolestný a brdinský život J. A. Komenského, [Praha, 1970]; Łibrt С., Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.
Другие материалы по теме
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%AF%D0%BD_%D0%90%D0%BC%D0%BE%D1% |