Комментарии
1 Ратке имеет в виду немецкий, древнееврейский, греческий и латынь.
2 В XVII в. в научных кругах Германии существовала тенденция ассоциировать литературный немецкий язык и правильное произношение с языком жителей Мейссена (см.: Гухман М.М., Семенюк Н.Н., Бабенко Н.С. История немецкого литературного языка XVI-XVIII вв. М., 1984. С. 166).
3 Книги интерима - временные конфессиональные соглашения. На основании Аугсбургского интерима (1548) император стремился обеспечить возврат последователей евангелизма к старой церкви. Мориц Саксонский ввел в 1548 г. в своих землях Лейпцигский интерим, разработанный при содействии Ф. Меланхтона и допускавший сохранение внешней, обрядовой стороны католического богослужения.
4 В Гейдельберге с 1563 г. господствовал кальвинизм, однако профессор теологического факультета Гейдельбергского университета Захариас Урзинус (ум. в 1583 г.) пытался в своих трудах объединить [259] лютеранские идеи Меланхтона и Кальвина. Ученик Урзинуса Давид Пареус (ум. в 1622 г.) написал "Иреникум" (1614) - призыв к лютеранам преодолеть разногласия с кальвинистами на основе фундаментальных религиозных истин. Для этого он предлагал создать общий евангелический синод.
5 Фотий (ок. 820-893), дважды избиравшийся патриархом в Константинополе, противник притязаний римского папы на главенство в церкви, вступил в конфликт с папой Николаем I, что привело в 862 г. к взаимному отлучению от церкви папы и патриарха. Последователями Фотия называли себя участники движений, оппозиционных церковному учению уже со второй половины IX — X в., а также антитринитарии в XVI в.
6 Швенкфелъд Каспар (1489-1561) - деятель радикальной Реформации, один из теоретиков спиритуализма.
7 Феттер П. Конрад (ок. 1546-1622) - немецкий теолог-иезуит, автор 77 работ — в основном полемики с известными лютеранскими теологами Якобом Андреэ (1528-1590) и Филиппом Гейльбруннером (1546-1616), а также двух сборников церковных песнопений. Феттер был одним из немногих немецких иезуитов, которые в своих работах брали за образец язык современных им проповедей и добивались в нем исключительного совершенства.
8 Бренц Иоганн (1498/1499-1570) - руководитель реформации в Вюртемберге. В споре о причастии поддерживал Лютера. Еще до Лютера Бренц составил первый евангелический катехизис "Вопросник христианской веры для молодежи..." (1527). Проповедник и автор пояснений к основным библейским текстам.
9 Андреэ Якоб (1528—1590) - лютеранский теолог, связанный с Тюбингенским университетом, сторонник примирения различных течений в немецком лютеранстве. Один из основных авторов "Формулы согласия" (formula concordiae) 1577 г.
10 Хемниц Мартин (1522-1586) - лютеранский теолог, деятельность которого была связана с Виттенбергским университетом, где ему покровительствовал Филипп Меланхтон. В 1568 г. началось его сотрудничество с Якобом Андреэ по объединению лютеранской церкви, разделенной теологической полемикой между строгими и умеренными лютеранами, завершившееся знаменитой "Формулой согласия" 1577 г. Автор многочисленных трудов в защиту учения Лютера.
11 Гунний Эдигибий (1550-1603) - теолог, занимавший позицию строгого лютеранства. Выступал против умеренной линии Меланхтона. Автор ряда книг на латыни, наиболее значительная из которых "О личности Христа" ("De persona Christi", 1585) содержит полемические сочинения против реформатов и католиков, речи, письма, комментарии к Библии и сочинения на немецком языке.
12 Николаи Филипп (1556-1608) — лютеранский проповедник. Автор многочисленных сочинений, направленных против католиков и кальвинистов.
(пер. Н. Ю. Балашовой)
Другие материалы по теме
Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XVII/1600-1612/Wolfgang_Ratke/memorial.htm |