Одним из важных элементов двупланового поведения является интонация. В тоже время она является и самостоятельным средством установления суггестивной связи, создания авторитетности источника суггестивной информации, придания многозначительности сообщаемому материалу, наконец, создания эффекта “волшебного голоса”.
Вы можете легко убедиться в сказанном, если сыграете в такую игру со своими друзьями. Прочтите, например, на пленку фрагменты текстов, которые вы хотите запомнить. Прочтите их с разными интонациями. И понаблюдайте, на какую из интонаций у вас самая положительная реакция. Это будет выражаться в том, с какой легкостью вы запомните тот или иной фрагмент, прослушанный вами только один раз.
Вы можете усилить эффект. Для этого во время записи на пленку текста включите разлиную музыку, которая тоже запишется вместе с текстом или, как говорят специалисты "на текст".
Кстати ученые подсчитали, что если по утрам слушать 7 минут музыку Моцарта, то ваши интеллектуальные способности значительно быстрее разовьются.
В методе, о которым идет речь, чаще всего применяется патетическая интонация. Однако любая особая интонация создает и особое отношение у воспринимающих, т. к. она выходит за рамки будничности и создает атмосферу ожидания, тем самым включая более глубокую эмоциональную активизацию личности.
Традиционно под интонацией понимаются только нюансы звукового тона. А суггестивная методика включает в это понятие также и разнообразные цветовые тона и освещение, воздействующие через зрительный анализатор, подчеркивая суггестивную силу цвета и света.
В обучении это, к сожалению, это недостаточно учитывается. (Но вы сами, кстати, можете изменить ситуацию. Для этого достаточно перекрасить стены аудиторий, в которых вы занимаетесь, в цвет солнца, в цвет неба, в цвет полей - травы или подсолнечников. А потом понаблюдайте, что с вами будет происходить)
Большое распространение на практике получило внушение путем цвето - светового воздействия в области изобразительного искусства, кино, телевидения, эстетики и т.д.
Г. Лозанов подчеркивает особую значимость в педагогической практике этого воздействия на неосознаваемую психическую деятельность средствами неспецифической психической реактивности, путем свето - цветовой динамики. Здесь имеется в виду не только оптимальное восприятие тех или иных цветов и их сочетаний, освещенности, плотности света, спектральности и др., а имеется в виду оптимальная суггестивная сила различных свето-цветовых явлений.
Однако специалисты обращают внимание на то, что интонация приносит ожидаемый результат тогда, когда она является знаком авторитета и высшей мотивации. (Вспомним, как дети слушают бабушкины сказки).
Следовательно, демонстративная и бессодержательная интонация, являющаяся самоцелью, не только не дает желаемых результатов, но и может уменьшить эффект из-за отсутствия внутреннего содержания.
Таким образом мы видим, что в суггестивном методе понятие интонации включает и третий аспект - выражение внутренней психологической нагрузки.
Особенное значение интонация имеет для запоминания с отсроченным воспроизведением. Как показали эксперименты обычно отсроченное (через несколько дней) воспроизведение материала падает в среднем на 9,5 – 21 (до 70) %. Исключение в этом случае представляет только интонированная программа. Еще более ощутимый эффект создается сочетанием интонации с направленностью (установкой) на запоминание и подчеркиванием авторитетности источника информации.
Улучшение запоминания в этом случае находится в диапазоне от 11,4 до 18,5 %.
Другие материалы по теме
Источник: http://philopsy.by.ru/psiho1.html |