Михаил Эпштейн, директор частной школы, г.Санкт-Петербург
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе, в частности, отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенок живет и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта.
Учебная программа, если последовательно применять этот метод, должна строиться как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учатся самостоятельно учиться.
Изучение конкретных проектов, реализованных в первой трети ХХ века в Америке, где применение этого метода было достаточно распространено, позволяет лучше понять наши сегодняшние возможности и направления поисков при создании собственных проектов. Выделим, прежде всего, два типа проектов, из реализованных в те годы.
Первый практиковался, прежде всего, в сельских школах, где удавалось действительно построить систему проектов, интегрированных в реальную жизнь. Подробно этот опыт описан, например, в книге Е.Коллингса "Опыт работы американской школы по методу проектов" (М., "Новая Москва", 1926 г.). Там же приведены итоги сравнительного анализа результатов экспериментальных и контрольных школ. В исследовании констатируется, что учебная программа "может быть полностью выбрана из целей, поставленных себе детьми в реальной жизни". Приведенные в книге данные свидетельствуют, что практически по всем параметрам (успехи учеников, их отношение к школе и образованию, поведение вне школы, отношение родителей к школе, улучшение общинной жизни вокруг школы...) опытная школа опередила контрольные.
Второй тип проектов – проводившиеся, в основном, в городских школах. Здесь основная масса проектов базируется больше на самом учебном предмете (нескольких учебных предметах) и отталкивается, прежде всего, от них и интересов учащихся. Это не всегда проекты-дела, чаще они носят учебный характер или являются проектами "мнимых дел". Это – игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические "путешествия".
Вот как описывал практическое применение метода проектов советский журнал "На путях к новой школе" в 1929 году (И.М.Соловьев. "Из практики метода проектов в американских школах"):
В одной из школ города Канзаса детям шестой группы (12-13 лет) в качестве географического проекта было предложено в один из зимних месяцев совершить целое мнимое путешествие по странам Средиземного моря. Класс разбился на небольшие группы и каждая должна была точно установить: выгоды и преимущества своего маршрута, самый маршрут, продолжительность поездки, стоимость ее…
…На уроках гигиены дети знакомились с тем, как нужно беречь в дороге свое здоровье, какие болезни чаще встречаются в разных странах. В связи с этим встали вопросы об одежде, о снаряжении, о багаже. Ведь крейсирование по Средиземному морю совсем не похоже на поездку в Европу.
Далее, понадобилось получить много справок о Нью-Йорке, месте отправления корабля "Каринтия", на котором решено было "путешествовать". Класс внимательно изучил расписание поездов к Нью-Йорку, расстояние между остановками. В классе висел план корабля, дети в точности знали его устройство, заранее разместились по каютам. Решено было вести краткие дневники во время путешествия, отмечая в блокноте все достойное внимания…
…Нужно было подумать и о подарках. Долго спорили, что лучше привезти. Решили, что каждый, во-первых, привезет по куску мыла, вырезав на нем какое-нибудь изображение и затем воспроизведет какой-нибудь предмет по своему выбору. Уроки рисования и занятия в мастерских сразу нашли обильную пищу…
…Работа по данному проекту вполне удовлетворила педагога. У детей развилось умение пользоваться справочными книгами и журналами и читать книгу умело, с пониманием. Равным образом вырабатывалось умение писать в дневнике кратко, отчетливо, правильно. Дети усвоили много новых терминов; учились ставить вопросы и толково отвечать полными фразами.
Подобные проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание учащихся. Особенно важно было, чтобы основные виды школьных работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.
Опросы учителей в довоенной Америке указывали как на преимущества, так и на сложности работы по методу проектов в школьной практике. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Почти все учителя, опрошенные в США, отмечали, что метод проектов разрушает школьную рутину. Педагоги, использовавшие этот метод, в основной массе были настроены применять его и впредь.
В России педагогические идеи, связываемые, прежде всего, с именем Дж. Дьюи, первым наверное реализовал на практике С.Т.Шацкий с товарищами, начав в 1905 году свою длительную работу. После революции в России эти идеи нашли благодатную почву. Фактически на них опираются "Декларация о единой трудовой школе" 1918 года и Программы ГУСа. Реализовывались эти идеи как в чисто воспитательной практике, так и в обучении. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на отечественной почве породила комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации.
Отличие советского воплощения метода проектов от американского состояло, прежде всего, в подчеркнутой общественно-полезной, трудовой, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению содержательного аспекта. В двадцатые годы в СССР велся широкий поиск, приносивший свои достижения, но не обходившийся без ошибок. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Творческий процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) в 1932 году.
Опыт работы предыдущих поколений указывает нам, их преемникам, направление дальнейших поисков. Важно, что многие педагоги уже вступили на этот путь, и мы можем приводить примеры проектов современных педагогов. Вот, например, какие проекты описывают в своей книге "Педагогические ориентиры успеха" Е.И. Казакова и Е.С.Заир-Бек.
Французский колледж. Детям предлагают в течение месяца на выбор принять участие в реализации трех проектов.
Первый проект носит название "Театр". Суть проекта проста. Предлагается поставить спектакль по одной из пьес Эдмона Ростана.
Второй проект "Музей". В результате работы над этим проектом должна возникнуть выставочная экспозиция "Герои Эдмона Ростана и современность".
Третий проект "Научный журнал". Требуется подготовить выпуск школьного "ростановского" ежегодника. Первоначальный выбор ученики делают, отвечая на вопрос: "Что для меня интереснее – участвовать в постановке спектакля? Работать над созданием музейной экспозиции? Или – издавать журнал?"
И вот – выбор сделан. Допустим, вы ученик, пришедший в проект "Театр". Руководитель проекта начинает обсуждение того, что надо сделать для постановки спектакля.
Выбрать пьесу, а для этого – прочитать несколько пьес.
Понять выбранное, то есть читать, обсуждать, спорить. Узнать мнение специалистов.
Понять характеры героев, то есть обсудить историю страны той эпохи, психологию в контексте времени.
Создать режиссерский замысел. Избрать режиссера и больше не мешать ему работать (работа режиссера обсуждается отдельно).
Надо сформировать актерскую труппу. Надо научиться основам актерского искусства. Надо выучить роли и отрепетировать спектакль. Надо сконструировать декорации и сшить костюмы. Подготовить афиши, распространить билеты, пригласить гостей. Все шаги делаются последовательно, круг проблем постоянно расширяется и по мере их решения расширяются знания и формируются умения учеников в области литературы, истории, родного языка, психологии, живописи, драматического искусства, дизайна, актерского мастерства, рекламы и т.д. Конечно, можно было поступить и иначе – заменить проект набором отдельных уроков. На уроке литературы изучать пьесы Ростана, на уроке истории – историю той поры, на уроках живописи – рисовать натюрморты и т д.
Итак – задачи обучения подчинены целям созидания спектакля, музейной экспозиции или журнала. В этом суть метода – в его прагматическом применении и полноте смысла. Одно мотивируется через другое, обучение мотивируется интересом к конечному результату; образование полезно постольку, поскольку оно помогает решать те или иные жизненные (или просто интересные) задачи.
Конечно, вдумчивый критик может заметить, что высота педагогического мастерства состоит в приобщении ученика к осознанию образования как самостоятельной ценности, но заметим, что это – вершина, и восходить к ней надо постепенно.
Может создаться впечатление, что метод проектов годится лишь для преподавания гуманитарных предметов. Однако это неверно. Математика, физика, геометрия также могут успешно преподаваться методом проектов. Примеры этому мы также можем найти в цитируемой книге.
Проект ''Задачник". Педагог ведет математический кружок. Пятиклассники с той или иной степенью увлеченности решают задачи, но проходит время – интерес слабеет. Как его поддержать? В сознании педагога возникают две идеи, оформившиеся в проект "Задачник". Идея первая: составление задачи – это действие, близкое к ее решению, но более сложное и продуктивное для развития. Идея вторая – прагматическая: c увлечением дети будут делать то, что интересно для них сейчас и может быть для кого-то полезно впоследствии. Проект стал достоянием детей благодаря следующей речи педагога: "Вы часто жалуетесь на то, что задачи в задачнике очень скучные, что их не интересно решать – так давайте попробуем создать свой задачник и подарим его будущим пятиклассникам". Так начался процесс творчества, в ходе которого надо было выбрать математическое содержание задач (с помощью учителя), придать задачам литературную основу, выбрать лучшие задачи, прорешать их (отметив при этом самые элегантные задачи с точки зрения математической композиции), определить уровень сложности задач, записать их, подготовить иллюстрации, сделать книгу. Нам удалось познакомиться с продуктом этого проекта; скажем с полнейшей уверенностью – задачник был не хуже Остерского (ну, если только самую малость).
Проект "Большие гонки". Учитель принес на урок модель микроавтобуса, которая сразу понравилась всем ученикам в классе. "Я готов научить вас делать такие модели, а когда каждый изготовит машину себе по вкусу – мы устроим большие гонки". Работа загорелась. Но для того, что бы сделать модель, надо было научиться изготавливать чертеж. Что делал учитель? Учил детей геометрии. Что делали дети? Строили модели и... почти незаметно для себя изучали тему "Развертка".
Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях… И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
Другие материалы по теме
Источник: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/17 |