СВЕТЛАНА ТЕР-МИНАСОВА: "Набоков называл переводчиков "могильщиками гениев""
Беседу вела Екатерина ФЕДОРОВА
Через три месяца начнутся вступительные экзамены в вузы. Скорее всего, как в прошлом году, собственно, как и во все предыдущие, преподаватели вузов будут не удовлетворены качеством среднего образования своих абитуриентов. Может ли высшая школа реально помочь средней? Наш собеседник - декан факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор Светлана ТЕР-МИНАСОВА.
- Мы начали очень важный проект: "МГУ - школе: учебники иностранных языков". Я сама в нем участвую, и мы уже написали учебники для второго, третьего, четвертого классов школы. Почему мы взялись за это? Потому что вузовские учебники, которые мы пишем, оказываются построенными на песке - мы не знаем, что было до нас, не знаем предыдущего объема знаний, уже полученных в школе. Мы затеяли курс, который призван упорядочить все этапы освоения языка - от второго класса до четвертого курса (это касается лексики, морфологии, синтаксиса, тематики текстов и пр.). Старая идея, но раньше ее невозможно было осуществить: все-таки школьным учителям по разным причинам трудно широко знакомиться с вузовскими учебниками, подробно и детально учитывать их, а университет порой не хочет "снисходить" до школьной программы. Мы решили переломить это нежелание. Мы не считаем все нынешние школьные учебники плохими, ни в коем случае, но мы считаем, что они должны соотноситься с программой высшей школы, быть взаимосвязанными. Это прежде всего облегчит подготовку по языковой программе школьникам. При этом должна сказать, что все-таки плохие учебники есть, потому что в последние годы шел поток неконтролируемых школьных изданий - ведь это прибыльное дело. (Сейчас министерство пытается исправить и улучшить этот процесс, привлекая внимание грифами, которые дает достойным учебникам.) Я хочу обратить внимание и на то, что и при упорядоченной взаимосвязи "школа - вуз" должно быть много разных учебников.
- Поэтому в МГУ прошла Всероссийская конференция "Учитель, ученик, учебник", хотя эта область находится, скорее, в сфере внимания педагогических вузов?
- Она возникла из научного и методического направлений, которые развивает наш факультет. Когда мы "откалывались" от филологического факультета, нашей дорогой стала прикладная лингвистика, то есть не высокая наука филология, а более практическая, "приземленная" "неофилология" - "языки на службе общества". Из филологии мы берем только то, что нужно для максимального овладения нашими профессиями. И здесь оказывается чрезвычайно важным вот что - без материала, по которому учишь, они не существуют. Известно, что в методике существуют два равно важных вопроса: как преподавать (метод) и что преподавать (учебный материал). А я рискну сказать, что второе важнее!
Потому что в правильно, логично подобранном и организованном материале уже органично заложены основные элементы методики преподавания. А в остальном методы связаны с личностью преподавателя и личностями учеников, их психологическим складом, целями, задачами обучения; в разных случаях применимы всякие методы и сочетание нескольких. Единственно неправильное - признать только один метод правильным, это как признавать одно лекарство от всех болезней. Нет одного универсального метода. В нашей специальности метод очень тесно связан с конкретной индивидуальностью его разработавшего творца - именно в его руках он оживает и дает плоды, для другого, например, типа характера он, может быть, и вовсе неприемлем. Из этих рассуждений вытекает правильное замечание, которое сделал один из участников конференции: мы привыкли к такой цепочке: "учебник - ученик - учитель". А нужно наоборот: "учитель - ученик - учебник".
- С этим трудно спорить - в образовании личность учителя играет важнейшую роль. Другое дело, что, к сожалению, творческая личность в педагогике - явление не частное. Как и в других областях жизни. Впрочем, именно на вашем факультете давно занимаются исследованием феномена творческой личности...
- Традиция конференций по исследованию феномена творческой личности началась в 2005 году и была приурочена к 70-летнему юбилею основателя кафедры сравнительного изучения литератур и культур, профессора Валентина Ивановича Фатющенко. Последняя же, к сожалению, посвящена его памяти. И вот уже год назад, выступая на конференции, я выделила такой аспект: не только творец художественного произведения, но и тот, кто его оценивает, должен быть творческой личностью. В широком смысле у нас действительно и сейчас одна из самых благодарных и восприимчивых публик в мире. Однако как продолжить эту традицию - вопрос, во многом относящийся к системе образования. Искусствовед, литературовед не создают произведения искусства, их задача - оценить. На первый взгляд простая, на самом деле сложная. Как оценить независимо от политической ситуации, идеологии, в конце концов менталитета эпохи, как добиться "классической оценки", то есть, по сути, творческой? Критик может убить произведение, подать его неправильно, а может неадекватно превознести. Культура творческой оценки - это особая область искусства и такая же социально значимая функция в обществе, как и производство интеллектуальных ценностей. Сегодня нужно обращать пристальное внимание на воспитание творческого интерпретатора, умеющего передать людям то, что они, может быть, по разным причинам еще не в состоянии оценить. У нас, например, много талантливых художников, и они страдают от того, что мало искусствоведов, способных, во-первых, заметить, увидеть и интерпретировать, а во-вторых, передать свое видение народу. Часто можно наблюдать, как пожимают плечами и проходят мимо, значит, нет сегодня профессионалов, равновеликих создателю по творческой силе интерпретации и формированию восприятия. Потому в глазах общества до сих пор есть творец, а есть как бы примкнувшие, "присосавшиеся" к нему. Набоков, например, называл переводчиков "могильщиками гениев", потому что переводчик неизбежно вторгается в творчество, он переодевает его в одежды другого языка, произведение и автор полностью в его руках. Если переводчик, например, Пушкина - не творческая личность, мир не понимает глубины текста, не интересуется его искусством и не признает его гением. Вот что происходит, увы, когда не находится равного по творческой силе интерпретатора.
- Сегодня гуманитарная наука обращается и к проблеме частной повседневной жизни как к феномену культуры.
- Да, я люблю это направление в истории и культурологии. Молодцы историки, что вспомнили наконец, что война была войной не только фельдмаршалов и генералов, но и солдат. И их интерпретация и оценка событий не менее интересны в глазах современного историка, чем оценка "начальников". "Дневник немецкого солдата", вышедший лет 15 назад, который был использован как исторический источник, оказался не менее, а может быть, более ценным историческим свидетельством, чем, скажем, рапорты и донесения дипломатов и военачальников. Такого же рода ценный документ - изданные у нас сейчас военные воспоминания ученого-филолога Леонида Григорьевича Андреева, а тогда - девятнадцатилетнего солдата, воспоминания, законченные в 1944 году и никогда более не перерабатывавшиеся. Частная жизнь и человека, и рода, личное творчество людей в сфере частной жизни - глубоко плодотворное и прогрессивное направление науки.
- В России слово "личность", в современном значении "индивидуальность", фиксируется филологами только начиная с 30-х годов XIX века. Многие культурологи отмечают, что и в Европе понятие личности, интерес к ней - в историческом масштабе - возникли достаточно недавно, более того, есть определенные предпосылки, что меняется сам тип культуры. На смену тому, где движение культуры определяет личность, приходит тот, где доминируют группы, общности...
- Я специально не думала на эту тему, но тем лучше мой ответ - спонтанный и идущий от сердца. Я в такое развитие и изменение культуры совершенно не верю. В любой группе людей, в любом социуме есть творческая личность, генерирующая идеи и воплощающая их в некоем продукте, а есть и творческие личности, способные подхватить идеи, масштабно реализовывать. Так мир устроен был всегда, независимо от типов культуры, так и развивался. Просто в какой-то момент цивилизация выделила эти понятия, осознала их для самой себя. Это, конечно, не означает, что позитивные идеи творческой личности обязательно найдут необходимых ей интерпретаторов. Часто бывает наоборот.
Общество развивается эффективно там, где правильная взаимосвязь творческих рецепторов и производителей, а также благоприятная почва для становления "талантливых потребителей идей". Творческую личность никогда не уничтожить, она возникает неизвестно откуда, неизвестно как, иногда от самых "неподходящих" по разным причинам для этого родителей. Сейчас в обществе выделяется идея корпораций, но и они объединяются по тому же самому старому принципу - вокруг творческой личности, никак иначе.
Другие материалы по теме
Источник: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=705&rubric_id=1000447&crubric_id=1000448&pub_id=82979 |