Метод обучения, предложенный еще в 50-х гг. болгарскимисследователем Лозановым (Лозанов Г.) и вызвавший довольно широкие отклики -от безоговорочно одобряющих до заостренно критических. В настоящее времядискуссии по поводу суггестопедического подхода стали редкими и потерялипрежнюю напряженность, хотя дальнейшая разработка методических основпедагогической суггестологии и применение последней в учебных заведениях иисследовательских лабораториях Болгарии, нашей и других стран продолжается.Это говорит, по-видимому, о том, что удалось выявить в С. некоторые наиболеехарактерные и не вызывающие возражений концептуальные элементы. Вероятно,сказался и практический эффект, оправдывающий в определенных случаяхсуггестопедический подход.С помощью С. даже в ее узком понимании (как педагогики, опирающейсятолько на неосознаваемые каналы связи "личность-среда") учебный процес сможет быть описан далеко не полностью и средствами, которые и сами являются продуктом учения как сознательного присвоения ("социального наследования")человеческой культуры. И тем более неадекватным было бы понимание С. вшироком смысле - как педагогики, которая использует суггестивные приемы вобучении, поскольку тогда самим этим термином перечеркивается то единство осознаваемого и неосознаваемого, за которое так ратует суггестология, и неоправданно выпячивается его "суггестивный компонент". Но несмотря натеоретический тезис о единстве осознаваемого и неосознаваемого в психике и практическую его реализацию при обучении, в С. сознание характеризуетсячисто негативно - "как мнимая крепость осознаваемой активности", как"антисуггестивные барьеры", препятствующие "директивному" (прямому) проникновению в психику суггестивных воздействий и т. п. Причем в качестве "антисуггестивных барьеров" рассматриваются "сознательное критическое мышление" и "этические принципы личности". Основных принципов С. 3: 1)принцип радости и ненапряженности; 2) принцип единства" осознаваемое-неосознаваемое"; 3) принцип суггестивной взаимосвязи "учитель-учащийся". Вопреки фактическому положению вещей, продолжает утверждаться следующее: "Суггестопедия избегает поведенческой псевдоактивности, которая, с одной стороны, утомляет, а с другой - не ускоряет усвоения нового материала. Она рассчитана на внутреннюю активность - на активность, которая проистекает от хорошо мотивированного положительного отношения к конкретному учебному процессу". Проблема построения "конкретного учебного процесса" и "суггестивная мотивация положительного к нему отношения" - это хотя и связанные, но все-таки разные задачи, и возможности суггестологии не отменяют проблемы построения адекватной психологической теории учения и, что особенно важно, не заменяют ее. Достижения суггестологии, вскрывающие резервы личности, далеко не исчерпывают всех ее возможностей, следовательно, сама С. может пониматься двояко: либо как педагогика, основанная только на суггестологии, либо как педагогика, которая использует достижения суггестологии для оптимизации процесса обучения и воспитания. В последнем случае называть такую педагогику С. было бы ошибочно. Поскольку суггестология занимается неосознаваемой активностью, то первое данное выше понимание С. означало бы отказ отизучения сознания как высшей формы отражения действительности. В концепции С. по этому поводу нет однозначного разъяснения: с одной стороны, признается, что для мобилизации резервной активности человека важны несуггестивные факторы ("псевдопассивность", релаксация, гипноз) сами по себе, что "решающее значение" имеет авторитет мотивации, которую они несут, с другой же - утверждается, что идеальным направлением суггестивного потока на неосознаваемую психическую активность был бы путь субсенсорной стимуляции, что, конечно, сразу снимает вопрос о какой бы то ни было сознательной деятельности.Существует ряд других трудностей, ставящих под сомнение возможностичисто суггестивной педагогики.Первая трудность чисто суггестивного подхода к обучению связана спроблемой соотношения осознаваемого и неосознаваемого в гипнозе. Хотя ведущая роль неосознаваемых моментов в поведении кажется бесспорной, появляются данные, ставящие такую точку зрения под сомнение. Уже давно было доказано, что сомнамбулы не выполняют инструкций гипнотизера, противоречащихих нравственным убеждениям. В работе О. К. Тихомирова, В. Л. Райкова, Н. А.Березанской (1975) по исследованию "творческого мышления" и "обучению творческой деятельности (рисование) в гипнозе" констатировалось: "Воспроизведение конкретных знаний лимитируется как характером внушенногообраза, так и прошлым опытом самого испытуемого... Условием изменения личности (системы ценностей, мотивов) является наличие известной системы знаний испытуемого о внушаемом образе... Если этих знаний недостаточно, его поведение становится пассивным, настороженным, растерянным... Если же знаний достаточно, то испытуемый находится в состоянии подъема, действует активно, эмоционально". Гипнотическое внушение усиливает возможность реализации не просто "резервов психической активности", а уже имеющегося у человека запаса знаний и умений, присущих внушаемому образу. Гипноз выступает как вторичный стимулятор "активного творческого процесса и обучения", оказывающий как положительное, так и отрицательное влияние на личность в силу того, что он не только раскрывает ее возможности, но и подавляет их, компенсируя, правда, достаточно богатыми возможностями внушенной (другой) личности. Последнее таит в себе опасность "конформистского" понимания обучения, против чего выступает и С и теория поэтапного формирования новых действий и понятий, придающая решающее значение сознательности учения.Вторая трудность чисто суггестивного подхода связана с ролью "темных, инстинктивных тенденций" в обучении. Даже согласившись с наличием у индивидатаких тенденций, невозможно отводить им сколько-нибудь значительного места впсихической жизни культурного человека, поскольку появление сознания иизготовление орудий на определенном этапе биологической эволюции привели к тому, что инстинкты "потеряли свои приспособительные функции"; появилась "социальная форма наследования", и именно она "стала формировать биологию человека" (Дубинин Н. П., 1975).Третья трудность обусловлена ролью суггестивного начала во вторично автоматизированных действиях. Во-первых, такие действия до автоматизации проходят стадию сознательных. Во-вторых, даже будучи автоматизированными, они сознательно управляются выше лежащим уровнем ("этот уровень определяетсякак ведущий для данного движения ... и независимо от высоты осознается только ... ведущий уровень", - писал в отношении "уровневого построения движений" Н. А. Бернштейн). Эти положения тем более справедливы для собственно психических действий. Четвертая трудность такого понимания С. сопряжена с проблемой интуиции как "неосознаваемого канала связи между личностью и окружающим миром". Интуиция определяется как "вторично автоматизированное действие", как"случайный перенос решения", как "инсайт", "озарение", т. е. высшее проявление человеческого духа, его творческого начала. Но во всех этих представлениях существенно одно общее: человеческая интуиция - это некоторое вторичное образование по отношению к той сознательной деятельности, которая ее формирует, воспитывает, подготавливает. И наконец, пятая трудность чисто суггестивного подхода к обучению связана с эмоционально-мотивационными воздействиями на личность. Во-первых, само по себе повышение мотивации не должно быть самоцелью, речь может идти только об оптимуме мотивации для той или иной деятельности. Во-вторых, возможно различное понимание мотива: 1) как некоторого состояния (само по себе оно осознается) или 2) как человеческого чувства, "опредмеченной потребности", т. е. не просто "приятное (или неприятное) переживание", а "переживание по поводу чего-то". Именно в этом заключается решение проблемы единства интеллектуальной и аффективной сфер личности - в нахождении "личностного смысла", который обеспечивает истинную сознательность выполняемой деятельности. С учетом отмеченных выше неосознаваемых каналов связи "личность-среда " следует признать, что они являются не такими уж неосознаваемыми. Неосознаваемые явления надо исследовать в единстве с осознаваемыми, но не до конца ясны генезис неосознаваемых явлений в поведении человека, структура и взаимосвязи этого "сознательно неосознаваемого" единства. Только осмыслив становление и соотношение того и другого в деятельности, можно говорить об их роли в процессе обучения. Хотя притязания С. на "новое направление в педагогике" могут показаться несколько преждевременными, экспериментальные приемы, найденные в ее творческом поиске, заслуживают внимания, а полученные результаты должны быть интерпретированы в теории поэтапного формирования новых умственных действий и понятий, для того чтобы приблизиться к общей психологической теории обучения.
Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав "фокус" языка?
Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
И мы верим в Вас, потому что Вы легко научились говорить на языке, который на порядок сложнее английского!
Поэтому более простым и логичным английским Вы овладеете гораздо быстрее и легче! Конечно,если будете делать это правильно, естественным путем - моделируя носителей языка. Руководствуясь при этом не громоздкими правилами, а простыми и понятными визуальными моделями!
Получите бесплатно материалы - подпишитесь на рассылку!
Получите результат немедленно - приступайте к занятиям прямо сейчас!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]